Любовь или инцест
В преддверии осенних выборов городская власть делает тактически разумные шаги. Обнимания с Гергиевым и Пиотровским (не миллиционером, а музейщиком) на парламентских выборах голосов партиям власти не прибавят, поэтому губернатор Валентина Матвиенко в последние недели совершила несколько нестандартных визитов.
За словесными изысками двух губернаторов, реанимирующих ветхозаветную идею, стоят вполне конкретные материальные интересы
Все это прозвучало аккурат перед назначением (считать эту формальность избранием нет решительно никаких причин) областного главы Валерия Сердюкова на очередной срок. Валерий Павлович, как известно, относится к идее слияния субъектов-соседей весьма негативно — так же, впрочем, как и все, кто руководил областью до него.
Вот и сейчас г-н Сердюков оперативно заявил, что «спешить с этим не надо» и что «исторически Ленобласть никогда не была в едином составе с городом — регионы объединял лишь обком партии, а хозяйственные функции осуществляли два разных органа власти: Ленгорисполком и Леноблисполком». Что касается перебазирования промышленности, Сердюков исключительно «за» и считает, что «для этого есть площади, и мы еще много лет назад предлагали это сделать».
Заметим, что, поздравляя коллегу с переназначением, Валентина Матвиенко высказалась оригинально: «Город и область — брат и сестра». Притом что браки между столь близкими родственниками — это, как бы помягче...
«Объединительный» вопрос за последние пятнадцать лет поднимался уже раз десять. Впервые об этом заговорили еще тогда, когда город и область возглавляли Анатолий Собчак и Александр Беляков. Правда, мэр быстро забыл о своих замыслах. Тем паче его отношения с главой администрации соседнего региона не отличались, скажем, особой теплотой.
В 1996 году Беляков попробовал было разинуть рот на чужой каравай и вступил в борьбу за пост губернатора северной столицы, мотивируя свое решение стремлением создать и возглавить единый субъект Федерации, но не преуспел. В сентябре того же 1996-го, накануне выборов в области, он попытался вторично разыграть эту карту и совместно с Владимиром Яковлевым подписал договор о поэтапном объединении. Однако на выборах победил не Беляков, а Вадим Густов.
В 1998 году Густов, переместившись на должность первого вице-премьера федерального правительства, сразу же сообщил, что намерен сливать Питер с Ленобластью, поскольку есть-де соответствующее одобрение от президента Ельцина (тот обещал «уволить каждого, кто будет мешать интеграционному процессу»). Но все закончилось ничем. А уволенным оказался сам Густов, который после полугодичного пребывания в Москве был выставлен за дверь, как провинившийся школьник, и, будучи озабочен проблемами собственного трудоустройства, о планах создания Невского края забыл напрочь.
В 2000 году тема вновь всплыла после создания федеральных округов и обозначившихся вертикальных тенденций. Но губернатор Яковлев отнесся к потенциальному укрупнению субъектов прохладно — заявив, что ранее 2003–2004 года обсуждать тут нечего. В год 300-летия Петербурга в яковлевском окружении действительно вспомнили о давней идее: таким образом иожно было обойти закон, не позволявший править регионом более двух сроков подряд. Однако, как известно, Яковлеву пришлось уйти, даже не дождавшись конца второго срока…
И вот теперь — очередная реанимация. Насколько она реальна — зависит от того, есть ли на сей счет прямая команда ВВП. Если да, то Сердюкову придется тут же согласиться. А если нет — то нет. И хотя Валентина Матвиенко уже распорядилась создать рабочую группу для проработки экономических вопросов объединения, такая процедурная работа может тянуться годами.
Но зачем? Для каких таких целей? Этот вопрос задается уже не впервые, и убедительного ответа ни разу не прозвучало.
Конечно, собираясь на дачу или за грибами-ягодами, никто из горожан не задумывается над тем, что выезжает в соседний регион. В свою очередь, житель области воспринимает поездку в Питер так же, как житель любого российского региона — поездку в областной центр. И в бытовом сознании, если не брать документальную составляющую, город и область так и остались по сути едины. Но для чего объединять их юридически?
Мотивы питерского губернатора понятны: похоже, именно себя она видит главным претендентом на новый пост...
Само собой, проблем хватает. Это — транспортное и медицинское обслуживание садоводов, строительство дорог к дачным кооперативам, обеспечение их электричеством, газом, телефонной связью. Немало людей живут в области, а работают в городе, притом что подоходный налог платится по месту работы, а не жительства. Есть серьезные сложности с вывозом городского мусора на областные свалки и его утилизации, другие экологические вопросы, изменение границ города, передача земли под застройку… Но все эти вопросы не требуют объединения: договор между властями субъектов — более чем достаточное средство. Так что больших плюсов здесь не предвидится. А вот минусы проявятся незамедлительно.
Так, региональные законодательства города и области существенно различаются — кто и как будет их унифицировать? Какими законами будут руководствоваться на время переходного периода? Как быть с правоприменительной практикой — если чиновникам и судьям на ходу придется переучиваться? Что делать с местным самоуправлением, которое в городе и области устроено совершенно по-разному? Кроме того, Петербург потеряет статус города федерального значения и превратится в обычный муниципалитет. В нем тут же придется избрать муниципальный совет и ввести должность избираемого всеми горожанами мэра — который, кстати, как показывает многолетняя российская практика, сразу же станет главным политическим конкурентом губернатора будущего Невского края…
И что, если потом у кого-то возникнет идея объединить весь Северо-Запад — регион-то получится еще крупнее! Как там с федерализмом?
Все это прозвучало аккурат перед назначением (считать эту формальность избранием нет решительно никаких причин) областного главы Валерия Сердюкова на очередной срок. Валерий Павлович, как известно, относится к идее слияния субъектов-соседей весьма негативно — так же, впрочем, как и все, кто руководил областью до него.
Вот и сейчас г-н Сердюков оперативно заявил, что «спешить с этим не надо» и что «исторически Ленобласть никогда не была в едином составе с городом — регионы объединял лишь обком партии, а хозяйственные функции осуществляли два разных органа власти: Ленгорисполком и Леноблисполком». Что касается перебазирования промышленности, Сердюков исключительно «за» и считает, что «для этого есть площади, и мы еще много лет назад предлагали это сделать».
Заметим, что, поздравляя коллегу с переназначением, Валентина Матвиенко высказалась оригинально: «Город и область — брат и сестра». Притом что браки между столь близкими родственниками — это, как бы помягче...
«Объединительный» вопрос за последние пятнадцать лет поднимался уже раз десять. Впервые об этом заговорили еще тогда, когда город и область возглавляли Анатолий Собчак и Александр Беляков. Правда, мэр быстро забыл о своих замыслах. Тем паче его отношения с главой администрации соседнего региона не отличались, скажем, особой теплотой.
В 1996 году Беляков попробовал было разинуть рот на чужой каравай и вступил в борьбу за пост губернатора северной столицы, мотивируя свое решение стремлением создать и возглавить единый субъект Федерации, но не преуспел. В сентябре того же 1996-го, накануне выборов в области, он попытался вторично разыграть эту карту и совместно с Владимиром Яковлевым подписал договор о поэтапном объединении. Однако на выборах победил не Беляков, а Вадим Густов.
В 1998 году Густов, переместившись на должность первого вице-премьера федерального правительства, сразу же сообщил, что намерен сливать Питер с Ленобластью, поскольку есть-де соответствующее одобрение от президента Ельцина (тот обещал «уволить каждого, кто будет мешать интеграционному процессу»). Но все закончилось ничем. А уволенным оказался сам Густов, который после полугодичного пребывания в Москве был выставлен за дверь, как провинившийся школьник, и, будучи озабочен проблемами собственного трудоустройства, о планах создания Невского края забыл напрочь.
В 2000 году тема вновь всплыла после создания федеральных округов и обозначившихся вертикальных тенденций. Но губернатор Яковлев отнесся к потенциальному укрупнению субъектов прохладно — заявив, что ранее 2003–2004 года обсуждать тут нечего. В год 300-летия Петербурга в яковлевском окружении действительно вспомнили о давней идее: таким образом иожно было обойти закон, не позволявший править регионом более двух сроков подряд. Однако, как известно, Яковлеву пришлось уйти, даже не дождавшись конца второго срока…
И вот теперь — очередная реанимация. Насколько она реальна — зависит от того, есть ли на сей счет прямая команда ВВП. Если да, то Сердюкову придется тут же согласиться. А если нет — то нет. И хотя Валентина Матвиенко уже распорядилась создать рабочую группу для проработки экономических вопросов объединения, такая процедурная работа может тянуться годами.
Но зачем? Для каких таких целей? Этот вопрос задается уже не впервые, и убедительного ответа ни разу не прозвучало.
Конечно, собираясь на дачу или за грибами-ягодами, никто из горожан не задумывается над тем, что выезжает в соседний регион. В свою очередь, житель области воспринимает поездку в Питер так же, как житель любого российского региона — поездку в областной центр. И в бытовом сознании, если не брать документальную составляющую, город и область так и остались по сути едины. Но для чего объединять их юридически?
Мотивы питерского губернатора понятны: похоже, именно себя она видит главным претендентом на новый пост...
Само собой, проблем хватает. Это — транспортное и медицинское обслуживание садоводов, строительство дорог к дачным кооперативам, обеспечение их электричеством, газом, телефонной связью. Немало людей живут в области, а работают в городе, притом что подоходный налог платится по месту работы, а не жительства. Есть серьезные сложности с вывозом городского мусора на областные свалки и его утилизации, другие экологические вопросы, изменение границ города, передача земли под застройку… Но все эти вопросы не требуют объединения: договор между властями субъектов — более чем достаточное средство. Так что больших плюсов здесь не предвидится. А вот минусы проявятся незамедлительно.
Так, региональные законодательства города и области существенно различаются — кто и как будет их унифицировать? Какими законами будут руководствоваться на время переходного периода? Как быть с правоприменительной практикой — если чиновникам и судьям на ходу придется переучиваться? Что делать с местным самоуправлением, которое в городе и области устроено совершенно по-разному? Кроме того, Петербург потеряет статус города федерального значения и превратится в обычный муниципалитет. В нем тут же придется избрать муниципальный совет и ввести должность избираемого всеми горожанами мэра — который, кстати, как показывает многолетняя российская практика, сразу же станет главным политическим конкурентом губернатора будущего Невского края…
И что, если потом у кого-то возникнет идея объединить весь Северо-Запад — регион-то получится еще крупнее! Как там с федерализмом?
Борис ВИШНЕВСКИЙ
Карикатура Виктора БОГОРАДА
P. S. Муниципальное образование «Округ Петровский» заявило, что создает инициативную группу для проведения референдума по вопросу объединения города не Неве и Ленинградской области. Вот такая лакмусовая бумажка: если эта группа будет тут же зарегистрирована — значит команда сверху прозвучала…