Комплексы русской «формулы»
Минувшие выходные выдались скоростными. Европа смотрела «Формулу-1»: Гран-при Германии. Российские журналисты наблюдали за четвертым этапом чемпионата «Формулы» Русь и мечтали о собственном Гран-при. Мечты возникли на пустом месте, если быть более точным - на пустом поле.
Федерация автомобильного спорта и туризма России устроила показательную акцию. Собрав в одном вместительном автобусе московских и питерских журналистов, их повезли в Пушкин: накормить, напоить и природу показать. Приятное, как водится, сочетали с полезным. Природой любовались, с тем чтобы уяснить простую мысль: «Формуле-1» в России быть.
Когда автобус остановился на обочине в нескольких километрах от Пушкина, стало ясно, почему речь шла об осмотре предполагаемого места строительства трассы. Место ну очень предполагаемое: по обеим сторонам дороги бескрайние поля, далеко внизу что-то похожее на обветшалые деревянные постройки, а в зоне прямой видимости - стаи различных кусающихся паразитов. Отчасти из-за них брифинг на склоне холма был непродолжительным.
Всех интересовали вопросы денег и сроков. Москвичи старательно напоминали о проекте строительства гоночной трассы в Нагатино и намекали на то, что в Питере даже денег на празднование юбилея, и то не хватает: куда уж там «Формула-1»!
Кстати, еще в начале 90-х гоночную трассу хотели строить в Юкках. Не получилось. А 24 декабря 1999 года было принято специальное постановление петербургского правительства «О целевой программе туризма в Пушкинском и Павловском районах Санкт-Петербурга». Это постановление как раз и включало комплекс сооружений трассы «Формулы-1» «Пулковское кольцо». Потом начались метания Москвы, и проект пришлось заморозить.
Теперь вот потихоньку размораживают, опасаясь, правда, излишнего резонанса и недовольства населения. Политической поддержкой организаторы, впрочем, уже заручились. В симпатиях к «Формуле-1» замечены Путин В.В., Правительство РФ, администрация СПб и разные спортивные общества.
О сроках строительства пока можно говорить лишь с некоторой долей вероятности - не больше. Хотя генеральный директор ЗАО «Пулковское кольцо» Александр Бережной утверждает, что переговоры находятся уже в финальной стадии и что к концу сентября можно ждать начала серьезной работы, а году так в 2004 - 2005-м, чем черт не шутит, пройдет первое Гран-при «Формулы-1» в России.
Но вернемся с небес на землю. Территория, на которой планируется размещение очередного чуда света, находится в собственности города, нескольких садоводств и совхоза Шушары. С собственниками, по словам Александра Бережного, уже прошли первые переговоры. Цены они, конечно, заломили немереные, но с этим, как считает гендиректор будущего кольца, удастся договориться.
Почему именно территория совхоза Шушары так приглянулась организаторам затеи? Ну, во-первых, география. 200 километров от финской границы, 20 километров от центра Питера, 10 километров от аэропорта, буквально в двух шагах - просто созданные для туристов Пушкин и Павловск. Плюс к этому соседство с Киевской, Таллинской и Московской трассами, будущим участком кольцевой автодороги. В общем, куда ни пойдешь, в это замечательное поле упрешься. Хорошо оно еще и тем, что представляет собой естественный амфитеатр, так что гонщики, наматывающие четырехкилометровые круги, будут у зрителей как на ладони.
Теперь о главном: что планируется сделать и на какие собственно шиши. Само собой, строить будут не просто трассу, а огромный комплекс под названием «Пулковское кольцо». Куда входят: новая гостиничная сеть, автостоянки, пункты общепита, парк развлечений, аквапарк и далее по списку. На всё про всё нужно больше 200 миллионов долларов. Впрочем, г-н Бережной признается, что цифра эта очень условна, и сумма может вырасти раза в два. По его словам, инвесторы об этом знают, но не пугаются, ведь уже на восьмой год эксплуатации кольца чистая прибыль должна составить около 12 миллионов долларов.
Какие инвесторы? Об этом организаторы пока предпочитают молчать, намекая лишь на то, что в первую очередь это будут русские деньги, и соотношение предполагаемых российских и зарубежных инвесторов - приблизительно 80 к 20%. Питерских компаний среди этих 80 процентов, правда, нет. Во всяком случае, пока.
Напоследок небольшая ремарка: сейчас за год проходит 17 этапов чемпионата «Формулы-1». Специалисты сходятся во мнении, что и этого уже много. Между тем посмотреть на Шумахера, Монтойю и Култхарда хотят в Китае, Турции, Португалии, Арабских Эмиратах. Все они - претенденты на проведение Гран-при. Куда уж наша немытая Россия? Александр Бережной уверен: «Да, желающих много. Да, для того чтобы в расписании чемпионата «Формулы-1» появилось Гран-при России, придется исключить кого-то из нынешних участников. Но главное в другом. Берни Экклстоун, хозяин «Формулы», двумя руками за Россию».
Алексей КОБЫЛКОВ