Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Завещание петербургского самурая

18 октября 2007 10:00

Курокава скончался в токийской больнице. Это известие настигло меня в карельских лесах — где, понятное дело, ни телевизоров, ни радио нет, но чуть ли не десяток друзей и знакомых сочли необходимым немедленно — как если бы случилась беда с близким нам всем человеком — сообщить об этой утрате, переслав sms: «Умер Курокава».

Японский архитектор Кисё Курокава, автор космического стадиона, отправился в небесное путешествие





«Дух должен быть твердым»
Мы познакомились в декабре прошлого года. Вскоре после того, как Кисё Курокава, включенный в пафосно презентованный звездный состав международного жюри конкурса проектов «Газпром-Сити», демонстративно отказался от сомнительной чести выбирать лучшее из худшего, заявив о недопустимости строительства гигантского небоскреба вблизи исторического центра. Это решение было расценено как акт заступничества за достоинство Петербурга, которое не может быть объектом продажи. Поступок тем более удивительный для современной России — ведь тогда же в северной столице реализовывался проект самого Кисё Курокавы (новый стадион на Крестовском острове), патронируемый Смольным и компанией «Газпром».
«Настоящий самурай!» — изумлялись между собой петербуржцы. И оказались правы буквально. Во время нашей встречи господин Курокава рассказал, что в свои 72 года не расстается с японским мечом, совершая ежедневные тренировки. Он говорил: «Дух самурая должен всегда оставаться очень твердым, и надо сохранять самообладание, будь то война или дискуссия с оппонентом».
Деньги, материальная выгода — ничтожные соблазны для приверженца древней японской философии. Когда, например, Курокава выиграл конкурс на создание новой казахской столицы Астаны, выяснилось, что бюджет для этой огромной работы более чем скромный — и ради реализации идеи Курокава потратил немалые собственные средства, попутно обратившись за поддержкой к японской правительственной организации Japan International Cooperation Agency.
Вопросы сохранения мировой гармонии — вот что по-настоящему занимало его как подлинного зиждителя, воспитанного в школе буддийских священников, довольствующегося в личной жизни лишь необходимым минимумом.
Курокава заслужил уважение современников не только как архитектор, но и как мыслитель, философ, написавший сотню книг, и основатель теории архитектурного метаболизма: представления о городе как развивающемся живом организме, главные элементы которого должны оставаться неизменными, а отдельные клетки — обновляться.
В Петербурге к таким стержневым, призванным оставаться неизменными и держать все остальное, элементам мастер относил панорамы Невы и Невского проспекта, ансамбли площадей исторического центра, его сохранившуюся на протяжении трех веков планировку, удивительно гармоничную организацию городского пространства.
Отношение к городу как одушевленному созданию заложено было еще в детстве — Кисё Курокава помнил, как после американских бомбардировок его отец-архитектор оплакивал не только погибших людей, но и уничтоженные дома. А потому, как говорил мастер, ему близко и понятно то, как относятся к исторической архитектуре в нашем городе — ведь тысячи ленинградцев в годы блокады ценой своей жизни оплатили спасение культурного наследия.

Выдающийся объект — не обязательно небоскреб
Выражая официальные соболезнования родным и близким Кисё Курокавы, губернатор Петербурга Валентина Матвиенко назвала его «человеком огромного таланта, безупречного вкуса, подлинным мастером своего дела». Напомнила и о том, что он был членом жюри проводившихся в нашем городе международных конкурсов и «своей принципиальной позицией, неравнодушием к Петербургу, к его культурному наследию снискал большое уважение жителей города. К его мнению прислушивались…»
Стараниями наших властей информация о принципиальном отказе Курокавы от участия в определении победителя объявленного Газпромом конкурса тщательно замалчивалась. О поступке японского архитектора петербуржцам стало известно из сообщений зарубежной прессы, и лишь после этого тему подхватили некоторые отечественные СМИ.
О том, как у нас «прислушались» к мнению Курокавы, сам маэстро рассказал во время нашей декабрьской встречи.
— Я полагаю, что по Неве, на некотором отдалении от центра, можно строить дома от 50 до 100 метров. И постепенно, удаляясь от центра города, поднимать эту высоту. Свои заключения я изложил на двух страницах документа, который передал в жюри конкурса, а также губернатору Петербурга и главе Газпрома господину Миллеру. Но он сказал, что на конкурс уже выставлены пять вариантов, из которых нужно обязательно выбрать один. Однако все представленные здания имели высоту более 400 метров. Поэтому я и отклонил свое участие в обсуждении данных проектов.
На следующее утро в Петербург прибыли два других представителя жюри — Норман Фостер и Рафаэль Винолли. Мы втроем подписали соответствующее письмо в адрес губернатора Петербурга, содержащее извещение о нашим отказе участвовать в работе жюри. Мои идеи заключаются в том, что даже если будет принято решение построить здание не выше 100 метров, тем не менее можно выбрать прекрасного архитектора и прекрасный дизайн для того, чтобы здание «Газпром-Сити» стало достопримечательностью города. Я не против «Газпром-Сити» как такового, я понимаю, что город нуждается в инвестициях, в экономическом развитии. Единственная проблема — высота здания.
Конечно, если Газпром примет решение отодвинуть это здание дальше от Невы, возможно рассматривать варианты 200–300-метрового здания. Если говорить об Охте, думаю, там возможно строить не более 100 метров. Выдающийся объект не обязательно должен быть небоскребом, это безусловно. И даже если стоит задача сохранения того объема площадей, которые хотел бы получить Газпром, возводя небоскреб, — в рамках данного участка можно построить здание, не превышающее 100 метров и тем не менее получить требуемое количество площадей.
Проект самого Кисё Курокавы, победивший на конкурсе по созданию новой спортивной арены на Крестовском острове, губернатор Матвиенко назвала «лучшим», «самым технологичным и изящным», «очень понравившимся петербуржцам». Однако те переделки, на которых теперь настаивает генподрядчик (ООО «Авант» — бывший «Синтез-СУИ»), грозят — по образному выражению членов петербургского Градостроительного совета — «превратить космический корабль Курокавы в какую-то сковороду с крышкой».
Кстати, в свое время известие о том, что заказ на проектирование и строительство стадиона получила компания «Синтез-СУИ», вызвало недоумение Курокавы. Тогда под надуманным предлогом от участия в конкурсе была отодвинута авторитетнейшая компания ХОХТИФ-Ациенгезельшафт, работающая с конца XIX века, на счету у которой более 500 спортивных сооружений, построенных лишь в последние 40 лет. По данным журнала «Инжиниринг Ньюс Рекорд», ХОХТИФ-Ациенгезельшафт занимает первое место среди 225 мировых лидеров строительного бизнеса. А обошедшая ее «дочка» нефтяной корпорации «Синтез» появилась на свет только летом прошлого года. Как сказал во время нашей встречи господин Курокава, сделанный в пользу «Синтез-СУИ» выбор «вызывает очень большое удивление».
— Я думаю, что компания ХОХТИФ — лучше, — заметил архитектор — Но, как вы понимаете, это было не мое решение.
И уничтожение старого стадиона имени Кирова также вовсе не было решением Курокавы. Он называл эту работу архитектора Никольского «шедевром архитектуры советской эпохи», изучению которой японский зодчий посвятил почти 50 лет. Им были тщательно исследованы все 17 чертежей Никольского, хранящиеся в Петербурге. И именно Курокава подготовил представление этих чертежей в рамках специально организованного семинара.
— Я предлагал хотя бы в части проекта оставить элементы старого архитектурного решения, например колонны, придающие такой прекрасный вид, — рассказывал Кисё Курокава. — Но мне ответили, что это удорожает проект, а потому неприемлемо. От предшествующего объекта удалось сохранить только насыпной холм и подходы к стадиону, сделанные ранее. Знаете, голос из архитектурных кругов не очень силен…

Цензура для мастера
На Градостроительном совете, рассматривавшем «доработанный» преемницей «Синтез-СУИ» проект Курокавы, голос возмущенных архитекторов звучал довольно громко: эксперты оказались почти единодушны в том, что представленный «Авантом» вариант существенно искажает победивший на конкурсе проект Курокавы. Силуэт стадиона изменился до неузнаваемости — совершенно другая форма крыши, иной наклон трибун, плюс добавлены четыре тяжеленные опоры (японец-де не принял во внимание, как наши болельщики «хлопают и топают»), окончательно отказались от изначально заложенной идеи раздвижного поля…
Главный архитектор «Аванта» Александр Коханов объясняет необходимость всех этих «поправок» тем, что Курокава не до конца продумал детали и не учел российскую специфику.
Между тем во время нашей декабрьской беседы Кисё Курокава выражал уверенность в том, что при реализации его проекта (проработанного очень детально) никаких существенных переработок быть просто не может:
— Мы подготовили все необходимые чертежи, которыми смогут пользоваться проектировщики и строительные компании, — рассказывал архитектор, демонстрируя красочные планшеты с рисунками и схемами. — Здесь ничего нельзя сильно изменить. Мы даже представили подробную схему электромонтажного обслуживания — где будут расположены большие краны, подготовили соответствующее изменение температуры зимой, системы эвакуации и стаивания снега, провели серьезное исследование, показывающее, как сохранить натуральность почвы. Был сделан анализ климата, учтено изменение расположения тени зимой и летом — в зависимости от часа дня, проработана система отопления футбольного поля. Детально расписано, как все это будет работать. Рассчитано для температур до минус 50 градусов. А вот здесь — таблица рекомендуемых для игрового газона растений, схема обновления его фрагментов... На каждой балке будут сенсорные компьютерные датчики отслеживания и специальные электромоторы. А специальная телевизионная установка позволит мне, даже сидя в Токио, наблюдать за действиями узлов раздвижной крыши и через интернет следить за тем, все ли нормально работает.
Особое внимание пытался обратить маэстро и на решение вопроса доставки зрителей к будущему стадиону:
— В своем проекте я опирался на расположенные поблизости станции метро. Именно поэтому предложил сделать кольцевую линию легкого рельсового транспорта. На нем путь от метро «Крестовский остров» займет не более 15 минут. Но если будет принято решение сделать съезды с шоссе в сторону стадиона — для зрителей, приезжающих на машинах, — это будет катастрофа. Все будет заблокировано этими автомобилями. Думаю, наше предложение гораздо лучше — оно экологично и не агрессивно по отношению к сложившемуся парковому ансамблю. Хотя в мои обязанности не входит развитие инфраструктуры — это задача других людей. Но мы тем не менее проводим с ними регулярные совещания.
Теперь стало ясно, что и эти предложения архитектора Курокавы в расчет приняты не будут. Под эстакадой будущего Западного скоростного диаметра намерены разместить парковки на 1,5 тысячи машино-мест. Проблему доставки остальных посетителей нового стадиона (рассчитанного на 62 тысячи зрителей) вице-губернатор Александр Вахмистров предложил решить по-простому: пусть не ездят на Крестовский по одному или по двое, а обеспечивают наполняемость авто под завязку, самостоятельно группируясь со случайными попутчиками в квартеты или квинтеты.
Что же до всей совокупности изменений, навязанных адаптером проекта («Авантом»), то они позволят почти вдвое превысить ту смету, что полагалась достаточной для реализации замысла Кисё Курокавы. Такая вот адаптация японских идей единения с космосом к прозаической российской действительности, признающей лишь очарование рокота могучих откатов.
Едва ли изуродованный проект мастера станет ему «лучшим памятником», в чем пытаются убедить нас теперь. И заверения в том, что учиненное над его замыслом насилие согласовано и будто бы даже одобрено самим Курокавой, он уже не имеет возможности опровергнуть. Хотя остались написанные им книги и статьи, с четко и ясно представленными в них жизненными и творческими принципами — которым он неизменно оставался верен, как настоящий самурай, честно прошедший свой путь.
Документ, который можно назвать завещанием Кисё Курокавы Петербургу, имеется у Валентины Матвиенко. Эта записка была вручена им губернатору северной столицы одновременно с извещением об отказе от участия в работе жюри злополучного конкурса «Газпром-Сити», а ее копию в завершение той нашей встречи господин Курокава любезно предоставил для публикации, сказав на прощанье:
— Будем продолжать бороться!

Татьяна ЛИХАНОВА
Фото ИНТЕРПРЕСС


Прямая речь
Кисё КУРОКАВА:
«Помимо всего прочего, я экономист — возглавляю социально-экономический центр в Японии. Я перевел и написал достаточно много книг по современной экономике. И я бы сказал, что даже один хороший архитектор способен изменить экономическую ситуацию в городе. Сейчас настают времена, которые можно назвать эпохой креативной экономики. Что это означает? Креативная экономика — это красивая архитектура, исторические города, культура, классическая музыка, танец, мультипликация, кино, образование, национальная кухня — все составляющие культуры. В США, например, эти понятия уже идут под номером один. Даже автомобильные гиганты менее значимы. Главное — творческий подход, именно он в конечном счете приводит к экономическому росту, взлету общества.
Я согласен, что заводы «Тойота», «Мерседес», «Хонда» и прочие важны для экономики Петербурга. И Газпром важен. Но историческая архитектура, театр, опера, балет — это важнее».

Философия симбиоза
«Новая газета» публикует подготовленные Кисё Курокавой «Предложения о будущем развитии Петербурга»

1. Мы должны сочетать прошлое и будущее.
Петербургу необходимо сохранять старый город и в то же время создавать город XXI века. Чтобы достичь этой цели, окружающие территории должны развиваться соответствующим образом. В особенности ограничение высоты проекта является одним из наиболее важных и чувствительных моментов — необходимо сохранять существующую ценность старого центра города.

2. Мы должны сочетать экономику и культуру
XXI век — это новая эра. Экономическое развитие не может идти вперед без учета креативной экономики, в которой лидирующими секторами являются архитектура, компьютерные технологии, кино- и мультипликационная индустрия, теле- и музыкальная индустрия, индустрия дизайна, образование, охрана здоровья, питание, развлечения, спорт, туризм. Япония, США, Великобритания уже на пути реконструкции экономики в сторону креативной экономики. Культурное имущество города имеет самую важную ценность для будущего.

3. Мы должны понимать симбиоз Города и Природы
Человечество не может прожить без природы — без лесов, рек, океанов, болот и озер. В природе существует разнообразие видов животных, птиц, бабочек, насекомых и бактерий. Это симбиоз людей и других жизненных систем. Петербургу необходимо принимать надлежащие меры для защиты существующей природы, охраны экосистем, особенно прибрежной экосистемы в Петербурге.
Новая Технология создания стойких экосистем может быть применена для улучшения существующей проблемы природных катаклизмов, таких как наводнения или снег. Водопроницаемые дорожные покрытия, т. е. регенерационные системы дождевой воды сквозь землю, — одно из предложений этой новой технологии.
Система подогрева дорог является еще одним предложением для преодоления трудностей, связанных с зимним периодом в Петербурге.

4. Мы должны осуществить симбиоз пешеходного движения, автомобилей и общественного транспорта
По моему наблюдению, срочно необходимо развивать новые системы общественного транспорта и парковочные системы автомобилей. Без решения этих систем общественного транспорта и систем парковки жизнь людей и деловая среда Петербурга будут полностью разрушены. Также без обеспечения данной инфраструктуры будущее развитие за пределами старого города не может быть осуществлено.
Мое предложение относительно Транспортных Систем Будущего представляет собой внешнее дорожное кольцо вкупе с системами Легкого Железнодорожного Транспорта (LRT), которые будут соединять все железнодорожные станции, метрополитен и подземное парковочное пространство под главной улицей центра Старого города без необходимости снесения каких бы то ни было исторических зданий.

5. Мы должны понимать симбиоз исторических контуров зданий Петербурга и новых зданий в близлежащих районах
У меня был удачный опыт нового развития проекта нового городского центра в Киото, бывшей столице Японии, городе с 1300-летней историей. Мое предложение нового развития прилегающих к Киото территорий должно соблюдать ограничение высоты поддона, который склонялся к подножию холмов. Таким образом, в прилегающих к старому центру города районах запрещено строить здания выше 50–100 метров.
В районах, располагающихся в отдалении от старого центра города, можно строить 100–200 м.
В результате горожане, власти и эксперты успешно поддержали меня в том, чтобы построить головной офис 100 м в высоту для компании Киосэра, одного из промышленных гигантов Японии. В будущем мэрия Киото переместится на данный участок.

6. Решение о новом здании «Газпром-Сити»
Принимая во внимание мою философию симбиоза, опубликованную в 1960 году, и мой анализ будущего Петербурга, я предлагаю ограничить высоту нового здания «Газпром-Сити» в диапазоне от 50 до 100 метров.
Дизайн здания Газпрома должен быть одним из достопримечательностей города и в то же время должен соответствовать требованиям современной архитектуры. Но дизайн «Газпром-Сити» должен быть утвержден только после утверждения ограничения высоты администрацией города и его жителями.