Принцы крови из штаба революции
О Каменностровском дворце, который станет губернаторской резиденцией, «Новая» рассказывала в № 98 за прошлый год. Недавно передачу здания в ведение правительства Петербурга подтвердил Смольный. Более того, в официальном ответе, который поступил на депутатский запрос Алексея Ковалева, предполагается (за подписью вице-губернатора Осеевского) «использование объекта, наиболее приближенное к историческому».
Неужели в Смольном обнаружились принцы крови? Ведь, как известно, исторически дворец на Каменном острове служил летней императорской резиденцией. Что же это получается — Валентина Ивановна, развивая бурную деятельность в качестве главы питерского штаба кандидата № 1, в то же время тайно мечтает о возрождении монархии и уже видит на троне себя самое?
Курс реабилитации чиновников
Фантастические предположения развеяла созванная в городской администрации пресс-конференция. Главную ее цель обозначил пламенный зачин Виктора Лобко: вице-губернатор призвал журналистов «не создавать в общественном мнении неправильного понимания», но «помочь морально и всячески» и убедить граждан в том, будто перемена участи Каменноостровского дворца вызвана исключительно заботой о его сохранении, и вообще «все это делается не для губернатора, а для города». А уже прошедшие в СМИ сообщения о превращении санатория в губернаторскую резиденцию — это нагнетание страстей, дестабилизация и прочее вредительство. Потому что «ни Валентина Ивановна, ни правительство переезжать туда не собираются». И вообще «резиденция» — просто слово такое. На самом же деле дворец понадобился для представительских функций:
— Здесь будет центр официальных мероприятий, связанных с приемом иностранных делегаций, проведением переговоров, — пояснил Виктор Николаевич. — Там можно устраивать презентации значимых проектов, выставок, причем не только градостроительных.
Возникает, правда, вопрос: а что вдруг такое экстраординарное и масштабное потребовалось представлять Смольному, если ради этого пришлось спешно ликвидировать санаторий ВВС, в одночасье обрывая курс реабилитации находящихся там пациентов? И почему для заявленных целей больше не годятся правительственные резиденции на том же Каменном острове — «К-1», «К-2» и прочая?
Судя по тому, что они охотно сдаются в аренду под коммерческие мероприятия, свадьбы и корпоративные гулянки, уже имеющиеся площади далеко не всегда загружены по прямому их назначению. К примеру, еще в 2004 году «К-2» превратили в почасово сдаваемый развлекательный комплекс с казино, рестораном, пивным городком и дискотекой.
А в 2006 году знаменитая «К-0» — известная современникам как дача первого секретаря ОК КПСС Григория Романова — была сдана в аренду на 49 лет компании «Транснефтепродукт».
Сегодня, говоря о передаче в ведение Смольного Каменноостровского дворца, чиновники уверяют: это делается еще и для того, чтобы сделать доступным для горожан сей чудный уголок старого Петербурга. Мол, пока комплекс занимал военный санаторий, территория была закрыта для простых петербуржцев, зато после намеченных преобразований «объект будет абсолютно доступен», — заверяет председатель КГИОП Вера Дементьева. Виктор Лобко, правда, тут же ее поправляет: в определенные дни, когда не будет высоких гостей. Хотя испытать доступность существующих правительственных резиденций уже сейчас может любой желающий — стоит только сунуться за высокий бетонный забор «К-0», «К-1» или «К-2». Если, конечно, не опасаетесь быть покусанным, подстреленным или записанным в террористы.
Сделка в законе
Глава КУГИ Игорь Метельский, отвечая на возникшие у журналистов вопросы относительно чистоты осуществленной процедуры передачи каменноостровского имущества, утверждает: все было сделано в рамках закона. И категорически отметает любые обвинения в ущемлении интересов военных летчиков.
Напомним, что изначально (июнь-2006) губернатор Валентина Матвиенко своим письмом на имя тогдашнего министра обороны Сергея Иванова гарантировала «предоставление жилых квартир для военнослужащих в объеме не менее рыночной стоимости комплекса зданий по адресу: наб. реки Малой Невки, 1». Однако вице-губернатор Михаил Осеевский в ответе на депутатский запрос Алексея Ковалева (январь-2008) сообщает: «Оценка рыночной стоимости объектов недвижимости санатория не проводилась».
Но отсутствие такой оценки почему-то не помешало определить размеры адекватной компенсации. По словам Игоря Метельского, «компенсационные вопросы правительством города решены» — в Осиновой Роще построен для военных 108-квартирный дом (6,4 тысячи кв. метров). К слову сказать, общая площадь Каменноостровского дворца, флигелей и хозяйственных построек — тоже около 6 тысяч квадратных метров. Получается, «квадрат» в заповедной зоне вблизи правительственных дач стоит столько же, сколько и скромное жилье в Осиновой Роще? Не говоря о цене земли — а по подсчетам экспертов, стоимость участка при Каменноостровском дворце составляет не менее полумиллиарда долларов.
И вот еще что любопытно: хронология развития событий никак не позволяет отнести возведение дома в Осиновой Роще к разряду действий, осуществленных в рамках соглашения о передаче санаторного комплекса. Судите сами: последний принят городом только в декабре-2007. Не за две ведь недели провели в Осиновой роще изыскательские работы, подготовили и согласовали документацию, начали и завершили стройку? Это только в сказках Василиса Премудрая возводит за ночь волшебные чертоги и хрустальные мосты. Валентине Матвиенко для «компенсационного» строительства требовалось изыскать немалые средства в городском бюджете (который, как известно, расписывается и утверждается заранее).
И наверное, совсем не случайно распоряжение Росимущества о передаче ФГУ «Ленинградский военный санаторий ВВС» в государственную собственность Петербурга (от 15 октября 2007 г.) содержит указание на безвозмездную его передачу как имущественного комплекса. Что же послужило правовым основанием для строительства в Осиновой Роще, из каких источников оно финансировалось — не ясно.
Выбранная схема передачи санаторного комплекса тоже представляется весьма мутной. Как рассказал Игорь Метельский, в ходе предварительного обсуждения данного вопроса с участием Росимущества «было высказано мнение» привязаться к 122-му федеральному закону (предписывающему передачу всех объектов социальной инфраструктуры регионам):
— Поскольку функция объекта именно социальная, было принято решение передавать его не как здание, а именно как социальное учреждение — санаторий, как юридическое лицо.
Так военное ведомство оказалось в ведении администрации губернатора Матвиенко. На сегодняшний день, как сообщил Виктор Лобко, медицинская функция комплекса уже аннулирована. В ближайшее время трансформация завершится простой процедурой переименования: ФГУ «Ленинградский военный санаторий ВВС» превратится в «Каменноостровскую резиденцию».
Операция «Ликвидация» завершена
Не многие из приглашенных на пресс-конференцию журналистов с ходу разобрались во всей этой юридической невнятице.
— Мы не поняли, что будет с санаторием? — задал простой вопрос один из коллег.
— Санатория уже нет, — также по-простому ответствовал Виктор Лобко. — Он упразднен.
Начальник управления кадров Комитета по здравоохранению Сергей Рукавишников кратко доложил, что из 53 сотрудников санатория (12 врачей, 15 санитаров и 26 медработников со средним специальным образованием) фактически трудоустроены 4 врача. Остальные «либо ушли на пенсию, либо решили сами искать работу». Хотя, как уверяет Сергей Николаевич, альтернативное место службы предлагалось всем. При таком раскладе приходится предположить, что едва ли им были сделаны предложения из тех, от которых трудно отказаться. Сами работники санатория жалуются, что выбор был не богат: например, перейти в сестрорецкий санаторий. Формально он хоть и городского подчинения, но ежемесячные траты на дорогу туда и обратно грозят съесть сумму, сопоставимую с их заработной платой.
— Многие просто не соглашаются, хотя мы разные варианты предлагали, — настаивает Рукавишников. — А они не хотят!
— По каким же причинам?
— Ну не знаю. Больше половины — те, что уже выработали пенсионный возраст. Многие работают по совместительству возле дома. Вот им и не нужно. Со всеми побеседовали, и они написали — нам ничего не надо, будем увольняться, а дальше — наши проблемы.
Оно и понятно: работники пенсионного возраста слишком уязвимы, чтобы идти на баррикады, отстаивая свои интересы. Да и сил на борьбу с этой системой уже нет — все вышли за долгие годы службы отечеству, какое уж есть. И теперь им советуют «лучше не заикаться» о денежной компенсации (два оклада — по КЗоТУ), положенной при ликвидации учреждения. Хотя ушлые ребята и тут ведь придумали, как сэкономить: документа о расформировании до последних дней так и не было. Есть переименование — санатория в резиденцию. Разница будто невелика: там лечили военных летчиков; тут, представляя разного рода инвестиционные проекты, тоже будут «залечивать» на свой лад.
Между тем, обсуждая дальнейшую судьбу сотрудников санатория, Сергей Рукавишников сделал под диктофонную запись следующее заявление:
— Готовы трудоустроить всех — в любую городскую клинику, в лю-бу-ю. Без ограничений.
Запись мы храним. На случай, если желающие все-таки найдутся, а Сергей Николаевич вдруг запамятует, что обещал.
Татьяна ЛИХАНОВА
Фото Михаила МАСЛЕННИКОВА
Кстати
Председатель КГИОП Вера Дементьева сообщила, что уже на этой неделе будет организован пресс-тур с осмотром интерьеров Каменноостровского дворца, а также представлена концепция развития и реконструкции этого комплекса. Надеемся, что предпроектные материалы вынесут и на ближайшее заседание Совета по сохранению наследия при правительстве Петербурга. Пока же Вера Анатольевна выразила недоумение пассажем, содержащимся в ответе Михаила Осеевского на депутатский запрос Алексея Ковалева: «Приспособлением под современные нужды [комплекса Каменноостровского дворца] могут быть предусмотрены снос поздних чужеродных сооружений, перепланировка хозяйственных флигелей в пределах капитальных стен, перепланировка помещений дворца…» Председатель КГИОП заверила, что никаких сносов на территории памятника, нового строительства, равно как и перепланировок во дворце, быть не может.
Официально
26 декабря 2007 года правительство Петербурга издало распоряжение (№ 207-рп) о выделении 26245,0 рублей на содержание ГУ «Каменноостровская резиденция» (любопытно, что в этот период здание на Каменном острове еще оставалось военным санаторием). Как сказано в документе, «за счет средств, предусмотренных статьей расходов «Резервный фонд Правительства Санкт-Петербурга» (целевая статья 0700003) в приложении 3 к Закону Санкт-Петербурга «О бюджете Санкт-Петербурга на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов».