Закройте глаза газет
Газета «Новый Петербург» (с декабря прошлого года известная читателям под другим названием — «Минуты века») больше не выходит. То, о чем учредители и издатели еженедельника предупреждали на прошлой неделе, подтверждается: 7 февраля выпуск номера был сорван, и на сегодняшний день редакция лишена возможности подготовить газету к 14 февраля.
Алексей Андреев в редакции после обыска
Привет от Билла Гейтса
— Читатели растеряны, звонят с вопросами, недоумевают. Но это не наше решение или сознательный шаг, а вынужденное действие, — объясняла в интервью «Новой» генеральный директор «Нового Петербурга» Алевтина Агеева. — Последний обыск, проведенный в редакции в прошлую среду (обычно как раз по средам идет основная верстка очередного номера), лишил нас даже технической возможности издавать газету.
Обыск в помещении «Нового Петербурга» на Гагаринской улице, 1 продолжался 6 февраля весь день. В 11 утра в редакцию нагрянули сотрудники ОБЭП Центрального района (до этого они успели провести обыск в типографии, где в последние месяцы печатался еженедельник). А через некоторое время к ним присоединились сотрудники УБОП ГУВД Петербурга и Ленинградской области. Специалисты по борьбе с экономическими преступлениями забрали документы об организационной и хозяйственной деятельности редакции, а также документацию о распространителях издания. Сотрудники управления по борьбе с организованной преступностью изъяли все компьютеры — шесть штук. Оперативники вдруг обнаружили, что на редакционных машинах установлено «нелицензионное программное обеспечение».
— Примечательно, — подчеркивает Алевтина Агеева, — что на этих компьютерах журналисты работали не меньше десяти лет, и ни у кого из проверяющих ни разу наша техника претензий не вызывала. м— Формально свой визит представители правоохранительных органов назвали проверкой хозяйственной деятельности газеты, — прокомментировал «Новой» главный редактор «Нового Петербурга» Алексей Андреев. — Но по существу всем понятно, что и предыдущий обыск, и этот связаны с уголовным делом, возбужденным в отношении журналиста газеты Николая Андрущенко, а также с оппозиционной политикой издания.
Журналист должен сидеть в тюрьме?
Уголовное дело, в рамках которого Николая Андрущенко арестовали 24 ноября 2007 года, было возбуждено по заявлению председателя Жилищного комитета Петербурга Юниса Лукманова. Поскольку Лукманов усмотрел в одной из статей Николая Андрущенко, опубликованной еще в 2006 году, клевету в свой адрес. Сейчас дело расследуется Главным следственным управлением ГУВД Петербурга и Ленобласти, а сам Андрущенко содержится в Крестах. Первый обыск в редакции «Нового Петербурга» проводился 23 ноября сотрудниками УБОП и Главного следственного управления ГУВД Петербурга и Ленинградской области. В прошлый раз нежданные гости в форме не скрывали: обыск проводится в рамках дела в отношении Андрущенко. Тогда милицейские сыщики изъяли несколько номеров газеты и скопировали все файлы с главного редакционного компьютера.
— До сих пор, сопротивляясь всем препонам, мы издавали газету, — говорит Алевтина Агеева. — Пришлось ее переименовать, не раз сменить типографию (поскольку те друг за другом подвергались давлению и отказывались печатать тираж), ради выживания — принимать деньги от читателей и спонсоров, которые переводили средства на наш счет… Но что нам делать сейчас — я уже не знаю. Административный ресурс оказался сильнее нас. Боюсь, теперь преодолеть его мы уже не сможем…
Газета перестала выходить с минувшей недели, но неприятности для редакции «Нового Петербурга» не закончились. 8 февраля Алевтину Агееву вызвали для дачи объяснений в Управление федеральной антимонопольной службы по Петербургу и Ленобласти. Сотрудники антимонопольного комитета обвинили редакцию в неправильном размещении рекламы. Сейчас материалы переданы в административную комиссию. Но неофициально Алевтину Агееву уже предупредили, что взыскиваемый штраф превысит сумму, которую способен выплатить «Новый Петербург».
Нина ПЕТЛЯНОВА
Фото Михаила МАСЛЕННИКОВА
Кстати
Использование «нелицензионного компьютерного обеспечения» уже стало поводом к закрытию нескольких оппозиционных печатных изданий в России. В частности, именно для проверки программного обеспечения милиция изымала компьютеры в газете «Тольяттинское обозрение», а также в двух региональных представительствах «Новой газеты» — в Самаре и Нижнем Новгороде. В Самаре «Новая» больше не выходит.