Морской бой
Осужденный капитан первого ранга Александр Зубов вышел на свободу в конце ноября 2007 года. Признанный гарнизонным судом виновным в мошенничестве, после почти двух лет в колонии-поселении каперанг был освобожден условно-досрочно.
Каково же было удивление Зубова, когда оказалось, что за время заключения от его небогатого имущества, нажитого за три десятка лет службы на флоте, почти ничего не осталось, а регистрацию и место в очереди на получение жилья он потерял безвозвратно...
Контр-адмирал: pro et contra
Известно, что суд никогда не лишал заместителя начальника Нахимовского военно-морского училища Александра Зубова ни воинского звания, ни положенных ему как флотскому офицеру льгот.
Хотя сам Зубов продолжает настаивать на своей невиновности, уверяя, что стал жертвой спланированной провокации, решения судов, которыми каперанг признан виновным в мошенничестве (по мнению обвинения и суда, он вымогал деньги с родителей за помощь в поступлении их чад в военно-морские учебные заведения Петербурга), никто не отменил. К тому же по второму уголовному делу сам Зубов согласился на рассмотрение его судом в «особом порядке» — полностью признав вину и заявив о своем раскаянии.
Впрочем, главный виновник бед Зубова, как считает он сам, остался за кадром его уголовных дел. По его мнению, это теперь уже бывший начальник Нахимовского ВМУ контр-адмирал Александр Букин. Как и Зубов, некогда Букин служил на Северном флоте. Однако вынужден был пересесть из кресла начштаба одной из военно-морских частей Северного флота в кресло начальника Нахимовского училища после некрасивой истории с возбуждением на него уголовного дела за злоупотребление должностными полномочиями. Само уголовное преследование Букина, по данным прессы, было прекращено в 2002 году по амнистии. Однако от новых скандалов контр-адмиралу Букину избавиться не удалось.
В конце 2002 года на страницы газет выплыла некрасивая история с «годковщиной» (военно-морским вариантом дедовщины) среди курсантов разных курсов. Через несколько месяцев «Солдатские матери Петербурга» направили письма президенту страны, министру обороны, главкому ВМФ, главному военному прокурору с информацией о «безобразиях в Нахимовском». В ответ Букин вчинил судебные иски о защите чести и достоинства не только «Солдатским матерям», но и ряду петербургских изданий. Часть родителей курсантов встала на защиту Букина, создав некий общественный комитет во главе с Еленой Урбанской. Примечательно, что именно Урбанская затем сыграла и роковую роль в деле каперанга Зубова.
Командировка на берег
Зубов был откомандирован в Нахимовское училище на должность зама начальника по воспитательной работе в марте 2003 года прямо с должности замкомандира тяжелого атомного крейсера «Петр Великий». Жилья собственного каперанг так и не получил (встал на очередь), и жить ему пришлось в собственном служебном кабинете.
Как уверяет Зубов, отношения их с Букиным не заладились с самого начала. Рекомендации Зубова по организации среди нахимовцев воспитательного процесса контр-адмиралу категорически не нравились, и реализовывать их на практике он не спешил. Однако, когда трехмесячный срок командировки у Зубова подошел к концу, Букин отказался отпускать офицера на крейсер.
Следующий серьезный конфликт с Букиным, по словам Зубова, произошел в августе 2003 года из-за средств, выделенных командованием Северного флота на ремонт в подшефной роте училища. На ремонт был перечислен миллион рублей. Когда до командующего Северным флотом адмирала Сучкова дошли слухи о том, что произведенный ремонт на такую сумму не тянет, последний попросил Зубова провести независимую оценку стоимости и качества сделанного ремонта. Зубов связался со специалистами ЛенСпецСМУ, и те оценили произведенные работы в 80 тысяч рублей. Сучков тем не менее решил выделить еще 3 миллиона на новый ремонт, однако перечислить их уже напрямую ЛенСпецСМУ, которому и предстояло его проводить. У Букина это вызвало очередной всплеск недовольства Зубовым, и он начал высказываться, что назначение Зубова в училище — «кадровая ошибка».
Новые претензии со стороны контр-адмирала возникли, когда после длительного отсутствия в училище по болезни Зубов на собственные средства сделал в своем кабинете ремонт и купил туда мебель. Стычки с Букиным у Зубова следовали одна за другой — и из-за ремонта в кабинете офицеров отделения воспитательной работы, и из-за ремонта в училищном клубе... Однако похоже, что пиком межофицерского конфликта стала проверка КРУ при президенте России, проходившая в Нахимовском училище в марте 2005 года. Один из членов контрольной комиссии полковник Сметанин в разговоре с Зубовым с глазу на глаз поинтересовался мнением о Букине, а после соответствующего рассказа предложил подписать докладную прокурору Ленинградской военно-морской базы полковнику Савве. Докладную, как уверяет Зубов, он подписывать не стал. Впрочем, слухи об этом до Букина, похоже, дошли, поскольку со следующего же дня начальник училища демонстративно перестал здороваться с Зубовым. И если каперанг подписывать докладную прокурору Савве отказался, то контр-адмирал Букин, как считает Зубов, с того момента активно снабжал Савву различным компроматом на Зубова. А вскоре на сцене появилась и госпожа Урбанская со своим более чем странным предложением к Зубову помочь ее сыну нахимовцу поступить в Институт радиоэлектроники имени Попова. За помощь Урбанская пообещала Зубову крупную сумму денег. Конечно, странно, что Зубов, до которого уже дошли слухи, что Букин-де его «заказал», согласился на предложение, не разглядев в нем провокацию (их телефонный разговор прослушивался сотрудниками УФСБ, да и деньги — 2,5 тысячи долларов для передачи Зубову Урбанской выдали оперативники ФСБ).
Но, даже не ставя вопрос: виновен Зубов или нет в том, за что его отдали под суд, срок свой каперанг отсидел. Куда податься ему без регистрации, без жилья, с недавно родившимся сыном-младенцем?
А что же контр-адмирал Букин? Год назад, вскоре после своего назначения министром обороны Анатолий Сердюков навестил Нахимовское училище с черного хода и обнаружил «некоторую разруху»: антисанитарию, небрежно хранящиеся продукты, сырость в помещениях для курсантов… Вскоре Букин был уволен министром с должности.
Александр САМОЙЛОВ