Торг уместен
Недавно представители местного движения сопротивления встречались с инвестором-заказчиком, фирмой ООО «Донк», на нейтральной территории. Площадкой для переговоров послужил офис партии «Яблоко» на улице Маяковского, а в роли посредника и арбитра выступил видный яблочник экс-депутат ЗакСа Михаил Амосов.
Только попроси
Спустя некоторое время один из лидеров инициативной группы жителей Дмитрий Литвинов, выйдя из офиса, произнес в полном шоке: «И я за это «Яблоко» голосовал?!»
— В течение получаса Амосов доказывал нам, что стройка абсолютно законна и противостоять реализации проекта бессмысленно... Для чего он устраивал эту встречу — мы так и не поняли. Ради того, чтобы объяснить нам тщетность наших усилий в борьбе с застройщиком? — недоумевает Дмитрий.
По оценке присутствовавших на встрече жителей и специалистов, особенно странно было слышать, как демократ Амосов всячески принижает значение закона о ЗНОП — одного из немногих правовых инструментов, которые позволяют петербуржцам защищать свои сады и парки. Защитникам сквера старались втолковать, что закон, о котором идет речь, по отношению к генплану вторичен, что это вообще некий «технический документ», и то, что бульвар Крыленко входит в законодательно закрепленный перечень зеленых насаждений общего пользования — не играет в данном случае никакой роли.
Что ж, действующий генплан, на который экс-парламентарий ссылается как на «Отче наш», сам г-н Амосов в известной мере и разрабатывал.
«Местные жители тогда, летом 2004-го, ведать не ведали, как их благоустроят... записано на ЖЖ-страничке крыленковской оппозиции. — Врет чиновник, когда говорит, что при разработке генплана они руководствуются потенциальным благом для горожан, врет. Для внесения поправки достаточно всего лишь желания инвестора!»
«Данные территории, в связи с предполагаемым размещением многофункциональных культурно-досуговых центров, предоставленные ЗАО «Цейзер» (18980 кв. м) и ООО «Агроторг» (18200 кв. м) по постановлениям правительства Петербурга от 27.07.2004 № 1339 и от 25.05.2004 № 822 соответственно, были отнесены к зоне общественно-деловой застройки», — называют в своих ответах истинную причину корректировки генплана вице-губернатор Александр Вахмистров и Комитет по градостроительству и архитектуре. Читай: часть бульвара на бумаге лишилась этого статуса, потому что кто-то (с тугим кошельком) решил именно там что-то построить. Вот вам и научный подход, и мотивация, и обоснование. Так же, как кто захотел взять в аренду Дворцовую площадь... Они попросили — мы дали.
Куда потом делись цейзеры и агроторги, не так уж и важно — главное, что «Донк» остался и общественно-деловая поправка при нем.
Припомнить все
«Конструктивный диалог» с Амосовым настолько разочаровал его бывших избирателей, что они встали и ушли.
Когда эта информация была обнародована в Сети, интернет буквально взорвался. Бывшему парламентарию припомнили все. И то, как он — единственный из демократов — подписал заявление в прокуратуру с требованием наказать лимоновцев, устроивших мирную акцию в Мариинском дворце; и неприятную историю с БлинДональтсом у метро «Академическая»... «Позиция Амосова для него логична, — высказывает свою точку зрения один из лидеров ДГИ Владимир Соловейчик. — Ведь именно МС МО «Гражданка» сперва согласовал строительство БлинДональтса в зеленой зоне на углу Гражданского и улицы Верности с вырубкой деревьев, а затем — после протестов жителей и ряда акций в поддержку местной инициативной группы со стороны ДГИ — задергался». И правда, под протоколом публичных слушаний от 13.01.2005 — с поддержкой инвестиционного проекта возведения ресторана посреди сквера — рядом с автографами нынешнего главы Калининского района (тогда еще первого зама) Михаила Сафонова и гендиректора ООО «Агат» красуется подпись главы МС МО «Гражданка», яблочницы Ольги Штанниковой. Михаил же Иванович патронирует это муниципальное образование, неоднократно избирался депутатом от этого округа, является почетным гражданином Гражданки.
«На что вообще Амосов и заказчики встречи рассчитывали: что после речей бывшего государственного мужа жители с песней побегут помогать строителям рубить сквер? Или пытались почву зондировать — нельзя ли кого из группы перекупить?» — интересуется один из участников форума.
Химическая атака
— Я считаю, что борьба в любом случае имеет смысл, — сказал корреспонденту «Новой» Дмитрий Литвинов. — Срубленные деревья обратно не прирастут, но пока у нас еще сохраняется две трети бульвара. И если мы сейчас не будем давать отпор застройщикам, то следующим шагом от аллей и газонов отрежут еще один кусок — и будут точно также доказывать законность еще одной стройки...
Сейчас обитатели Веселого Поселка ведут собственные переговоры с застройщиком, напрямую. Что примечательно, после неудачной дискуссии в «Яблоке» те сами вышли на лидеров инициативной группы с рядом предложений.
По одной из версий, подтолкнуть их к этому могло ЗАО «ВТБ-Капитал». Уже известно, что в бизнес-центр на пересечении бульвара Крыленко и проспекта Большевиков перебазируется с проспекта Добролюбова непроизводственная часть РНЦ «Прикладная химия», — что, в свою очередь, необходимо «ВТБ-Капитал» для скорейшего осуществления грандиозного проекта «Набережная Европы». С химиками и так было достаточно проблем — они не хотели никуда уезжать, устраивали митинги, писали гневные петиции; поэтому нетрудно предположить, что здесь, на Крыленко, конфликт с жителями коммерсанты мечтают урегулировать цивилизованно и быстро.
«А мы хотим выторговать как можно больше», — признаются Литвинов и его соратники.
По предварительной договоренности «Донк» уже согласился снизить высоту будущих зданий с 16 до 10 и 12 этажей и значительно сократить площадь открытых парковок. Сейчас обсуждаются параметры озеленения. Очередная встреча с директоратом фирмы состоялась позавчера: жители требуют компенсировать все спиленное и вырубленное как минимум в двойном размере, а также установить живые изгороди вокруг зоны деловой застройки — дабы блокировать дальнейшее распространение коммерции на территорию бульвара. «Они должны остаться строго в границах своего пятна», — поясняют переговорщики от жителей. А еще — восстановить дренажную систему, оборудовать хорошие спортивные площадки, разрешить целый ряд социальных коллизий и т. д.
«Вероятность того, что нам наобещают с три короба, а потом элементарно кинут, конечно же, есть, — не скрывают активисты. — Но мы ставим условие: максимальная гласность. Пусть объявят о своих намерениях по телевидению, официально напечатают в газетах... Мы знаем, что у «Донка» в планах новые амбициозные проекты — так вот, мы постараемся, чтобы обманывать нас им было невыгодно».
Валерия СТРЕЛЬНИКОВА
Фото Михаила МАСЛЕННИКОВА
Из первых уст
«Новая» попросила экс-депутата Михаила Амосова прокомментировать неудавшиеся переговоры с защитниками бульвара Крыленко.
— Михаил Иванович, кто вышел на вас с тем, чтобы состоялась подобная встреча?
— На меня вышли люди из строительного сообщества. Я видел свою задачу в том, чтобы фирма и жители начали между собой общаться — вот и все. Когда мы принимали генплан, мы говорили о том, что будут обозначены границы, в рамках которых все будут действовать. В связи с этим, когда происходят некие мероприятия и ссылаются на мою фигуру, естественно, у строителей возникают вопросы: «Вы же обещали другое?..»
— Вы знаете, что сами жители оценили ваше выступление и вашу роль в этих переговорах очень негативно?
— А я не знаю, как они оценили, не могу про это ничего сказать. Тем более что никакого выступления и не было... Да и жителей там было всего несколько человек. Дело в том, что генплан — это некий баланс интересов. И может быть, было принято неоптимальное решение в 2005 году. Но оно было принято. Я считаю, что в данном случае очень важно то, что компания-застройщик учитывает общественные настроения, старается пойти навстречу людям.
— Это правда, что вы представили «Донк» как социально ответственную компанию?
— Ну я не знаю, может быть, я это и сказал.... На мой взгляд, когда люди хотят общаться с местными жителями... Я думаю, этого результата мы добились на встрече.
— Вы действительно считаете, что это социальная ответственность — вырубить деревья на бульваре?
— Я думаю, что компания прислушивается к мнению жителей. С другой стороны — ведь не эта компания принимала решение о застройке этих участков.
— Но она пообещала, что ни одно дерево не будет тронуто!
— Я этого не знаю. Моя задача была — наладить диалог. И потом, насколько я слышал, рубку деревьев осуществляло УСПХ... Поймите, мы в генплане добились сохранения 80–90% бульвара. Для меня это важно. В принципе, до принятия генплана правительство могло всю эту территорию пустить под застройку. Сейчас это невозможно.
— Но жители оценивают данное соотношение совершенно по-другому...
— Возьмите генплан, посмотрите. Я, конечно, не мерил, но большая часть бульвара сохраняется.
— Вы, наверное, видели крайне негативные отзывы обо всей этой ситуации в Сети?
— Нет, не видел. Почему я должен лазать по Сети, читать отклики?! Кто-то предлагает мне встать на ту точку зрения, что мы должны нарушить генплан? Я с этим не согласен.