Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Никуда им не скрыться от этого...

3 июля 2008 10:00



Около 9 утра 29 февраля 2008 года на углу проспекта 12 октября и улицы Патрия эквадорской столицы Кито — у самых дверей посольства США — наряд полиции остановил для проверки документов российского гражданиа Константина Братчикова. И хотя россиянин предъявил фотокопии иммиграционной визы и временного вида на жительство (подлинники Братчиков, опасаясь карманников, держал дома), полицейские сочли, что у иностранца отсутствуют документы, удостоверяющие его законный характер пребывния на эквдорской земле. Россиянина доставили в местное миграционное управление. Его иммиграционная виза была аннулирована эквадорскими властями, как оказалось, еще за два дня до задержания, 27 февраля. Сам Братчиков про это, однако, не знал. Уже 1 марта в 14.30 суд принял окончательное решение депортировать Братчикова из Эквадора. Россиянина передали с рук на руки четырем сотрудникам... петербургской криминальной милиции, которые и доставили Братчикова под конвоем и в наручниках... в московский следственный изолятор «Матросская Тишина».
Отечественная и международная бюрократия иногда умеет быть чрезвычайно оперативной. Правда, как-то избирательно. Известна масса фигурантов, годами находящихся в розыске Интерпола и при этом спокойно живущих себе в самых разных частях мира.
В истории господина Братчикова все сложные процессы и согласования на межгосударственном уровне заняли считанные дни.
26 февраля 2008 года Московское бюро Интерпола объявило в международный розыск Константина Братчикова как лицо, подлежащее аресту по решению Мосгорсуда от 28 января. Братчиков при этом характеризуется как «лицо, склонное к насилию».
28 февраля 2008 года из Генпрокуратуры в Российское национальное бюро Интерпола было направлено постановление Мосгорсуда от 28.01.08 об избрании Братчикову содержания под стражей для передачи эквадорской стороне. Причем виза Братчикова эквадорскими властями была аннулирована 27 февраля. Самое любопытное, что на тот момент решение судьи Мосгорсуда Усова еще не вступило в законную силу, оно было обжаловано адвокатом Братчикова, и никому до решения вышестоящей инстанции для исполнения передано быть не могло. В законную силу решение Мосгорсуда вступило только в конце марта, через месяц после того, как Братчиков был вывезен из Эквадора и помещен в «Матросскую Тишину».
Отечественные правоохранительные органы считают Константина Братчикова, исполнительного директора ООО «Ричмонд технолоджи», опасным преступником, организовавшим заказные убийства сперва своего бывшего коммерческого партнера главу концерна «Алмаз-Антей» Игоря Климова (якобы за 7 тысяч долларов) 6 июня 2003 г. в Москве, а затем и гендиректора «Проммашинструмента» Елены Нещерет (уже за 10 тысяч долларов) 9 октября 2003 г. в Петербурге из-за контроля над заводами «Измерон» и «Проммашинструмент».
Дело Братчикова и Тюрина рассматривала коллегия присяжных заседателей Мосгорсуда. Присяжные вынесли оправдательный вердикт за недостаточностью доказательств, на основании которого 3 августа 2007 года Мосгорсуд своим приговором оправдал обоих фигурантов. (Непосредственные убийцы Бурукин, Мурашко, Степанов, Никитин, Маньков и Набиуллин были осуждены 7 октября 2005 года.)
В ноябре 2007 года Братчиков отправился в Эквадор, опасаясь частой практики отечественной Фемиды отменять раз за разом оправдательные вердикты, как это было с делом Ульмана или делом об убийстве Пола Хлебникова. 23 ноября 2007 г. он получил эквадорскую визу иммигранта. Занятное совпадение — в тот же самый день Верховный суд России отменил оправдательный приговор ему и Тюрину и вернул дело в Мосгорсуд на повторное рассмотрение. При этом представлен все тот же набор доказательств, что и в первый раз, без какого-либо дополнительного расследования.

Александр САМОЙЛОВ