Летучая голландия
Реконструкция Новой Голландии завершится позднее, чем было намечено: не в 2010-м, а в 2012 году. С таким предложением руководители компании, которые ведут реконструкцию комплекса, обратились к администрации Петербурга, и скорее всего это не вызовет возражений.
Перспективы реконструкции старинного комплекса все еще остаются призрачными
Проект, который реализует сегодня одноименная компания, основанная Шалвой Чигиринским, разработан Норманом Фостером. По замыслу архитектора, на острове должен появиться Дворец фестивалей, открытый амфитеатр и новый корпус вдоль Крюкова канала. Исторические здания предполагается приспособить под гостиницы, магазины и офисы. Впрочем, кроме деловой недвижимости, англичане придумали шекспировский театр в здании бывшей тюрьмы. Также на острове запроектирован небольшой музей.
Градсовет, обсуждавший проект осенью 2006 года, принял его на ура… впрочем, были и особые мнения. Так, зам. генерального директора НИИ «Спецпроектреставрация» Михаил Мильчик, выступавший в качестве официального рецензента, высказал немало претензий — правда, не столько к разработчикам, сколько к условиям конкурса.
«Вместо того, чтобы ставить задачу сохранения архитектурного ансамбля Новой Голландии, КГИОП ограничился требованием по сохранению ряда зданий, — говорит он. — Высотные ограничения прописаны не были, равно как и необходимость сохранения видовых характеристик. В результате купол Дворца фестивалей изначально поднимался над существующими корпусами, а одно из его крыльев оказалось в створе знаменитой арки. Когда я задавал вопросы по этому поводу, мне отвечали — ну и прекрасно, люди должны увидеть, что на острове что-то есть, и захотеть туда зайти. Насторожило и то, что архитектурная часть проекта разрабатывалась отдельно от инженерной части, хотя очевидно, что это вещи взаимосвязанные. Можно много чего придумать, весь вопрос в том, как это воплотить. Транспортная схема разработчиков также не интересовала. Хотя Дворец фестивалей оказывается третьей крупной концертной площадкой, расположенной в этом районе — напомню, что рядом расположен Мариинский театр, у которого вскоре появится вторая сцена. В общей сложности они могут вместить около 8 тысяч зрителей. Но рядом нет станций метро, и не вполне понятно, как удастся избежать транспортного коллапса до начала и после окончания представлений».
Архитектор Вениамин Фабрицкий еще в советские времена предлагал варианты реконструкции Новой Голландии. Григорию Романову проект понравился, но он пообещал заняться его воплощением в жизнь после того, как будет достроена дамба, потому как на два масштабных дела сразу просто не хватит сил. Романовские времена закончились задолго до завершения работ на дамбе, но новая власть в лице мэра Анатолия Собчака идею Фабрицкого также поддержала.
«Мы хотели сделать Новую Голландию прежде всего культурным центром, — рассказывает он. — Предполагалось, что там разместятся театральные студии, музей современного искусства, представительства ведущих музеев мира. Хотели перевести туда Военно-морской музей и использовать каналы в том числе и для демонстрации старинных кораблей». Фабрицкий хотел «открыть» интерьеры старых корпусов, убрав межэтажные перекрытия и перегородки, — очевидно, что сегодня, когда назначение зданий изменилось, этого сделать не удастся. Но Вениамин Борисович не оставляет надежды, что часть старой застройки все-таки отдадут под музей или галерею. Он достаточно скептически относится к проекту Фостера, но честно работает над его «доводкой». «В какой-то степени именно я заварил всю эту кашу, и чувствую ответственность за то, что получится в результате», — поясняет Фабрицкий. По словам архитектора, Чигиринский прислушивается к его советам. В частности, решено отказаться от стационарной сцены «на воде», которая закрыла бы движение по каналам внутри Новой Голландии — вместо нее будут использовать понтоны, которые легко можно отогнать к берегу. Фабрицкий говорит, что англичане переработали проект нового корпуса, учтя его замечания, хотя на это ушло лишнее время. «Но ведь цель состоит не в том, чтобы сделать быстро, надо сделать красиво, — рассуждает он. — И если по уму, то речь должна была идти не о двух, а о множестве вариантов — чтобы можно было выбрать оптимальный».
Сегодня окончательного проекта наземной части Новой Голландии, в частности Дворца фестивалей, еще нет. При доработке дворец подрос до 46 метров, и городские власти потребовали его понизить. На данный момент окончательная высота здания неизвестна. Зато известно, что крылья дворца, оказавшиеся в створе арки, решено укоротить, хотя с некоторых точек они, возможно, и будут видны. Вообще Фабрицкий отмечает, что в прежние времена требования КГИОП были куда жестче. «От нас требовали сохранить и опытный бассейн, где проводились испытания кораблей, и лабораторию, где работал Менделеев, и историческую радиостанцию. Теперь все эти сооружения разрешили снести, что и было сделано, — говорит он. — Под снос мог пойти и Комендантский дом, но проектировщики предпочли его сохранить, приспособив под инженерный корпус».
Впрочем, наибольшие опасения вызывает подземная часть проекта. Въезд в Новую Голландию будет организован, в том числе и через туннели — под островом должен разместиться трехэтажный паркинг. При этом строительство должно вестись всего в нескольких метрах от исторических зданий. «А они построены на дубовых сваях, и даже незначительное изменение уровня грунтовых вод может привести к тому, что сваи эти пересохнут и начнут трещать», — говорит Мильчик.
«Мне еще преподаватели в институте говорили — не надо лезть под Новую Голландию, потому что это чревато разрушением комплекса, — вспоминает Фабрицкий. — Но без этого, к сожалению, обойтись невозможно». По его словам, к работам привлекали петербургских специалистов, в частности профессора Владимира Улицкого. Вначале в грунте была построена экспериментальная стена глубиной 32 метра — для того, чтобы возвести реальную стену, по словам Чигиринского, потребуется еще год. Параллельно изучается вопрос об усилении фундаментов исторических зданий — возможно, к дубовым сваям добавятся железобетонные. Но Фабрицкий отмечает, что это потребует дополнительных расходов.
Между тем Чигиринский уже сообщил об увеличении стоимости проекта — в Новую Голландию будет вложено не менее 800 млн долларов. Но, скорее всего, и этой суммы окажется недостаточно — точных расчетов, связанных с подземной частью комплекса, еще нет…
Проект, который реализует сегодня одноименная компания, основанная Шалвой Чигиринским, разработан Норманом Фостером. По замыслу архитектора, на острове должен появиться Дворец фестивалей, открытый амфитеатр и новый корпус вдоль Крюкова канала. Исторические здания предполагается приспособить под гостиницы, магазины и офисы. Впрочем, кроме деловой недвижимости, англичане придумали шекспировский театр в здании бывшей тюрьмы. Также на острове запроектирован небольшой музей.
Градсовет, обсуждавший проект осенью 2006 года, принял его на ура… впрочем, были и особые мнения. Так, зам. генерального директора НИИ «Спецпроектреставрация» Михаил Мильчик, выступавший в качестве официального рецензента, высказал немало претензий — правда, не столько к разработчикам, сколько к условиям конкурса.
«Вместо того, чтобы ставить задачу сохранения архитектурного ансамбля Новой Голландии, КГИОП ограничился требованием по сохранению ряда зданий, — говорит он. — Высотные ограничения прописаны не были, равно как и необходимость сохранения видовых характеристик. В результате купол Дворца фестивалей изначально поднимался над существующими корпусами, а одно из его крыльев оказалось в створе знаменитой арки. Когда я задавал вопросы по этому поводу, мне отвечали — ну и прекрасно, люди должны увидеть, что на острове что-то есть, и захотеть туда зайти. Насторожило и то, что архитектурная часть проекта разрабатывалась отдельно от инженерной части, хотя очевидно, что это вещи взаимосвязанные. Можно много чего придумать, весь вопрос в том, как это воплотить. Транспортная схема разработчиков также не интересовала. Хотя Дворец фестивалей оказывается третьей крупной концертной площадкой, расположенной в этом районе — напомню, что рядом расположен Мариинский театр, у которого вскоре появится вторая сцена. В общей сложности они могут вместить около 8 тысяч зрителей. Но рядом нет станций метро, и не вполне понятно, как удастся избежать транспортного коллапса до начала и после окончания представлений».
Архитектор Вениамин Фабрицкий еще в советские времена предлагал варианты реконструкции Новой Голландии. Григорию Романову проект понравился, но он пообещал заняться его воплощением в жизнь после того, как будет достроена дамба, потому как на два масштабных дела сразу просто не хватит сил. Романовские времена закончились задолго до завершения работ на дамбе, но новая власть в лице мэра Анатолия Собчака идею Фабрицкого также поддержала.
«Мы хотели сделать Новую Голландию прежде всего культурным центром, — рассказывает он. — Предполагалось, что там разместятся театральные студии, музей современного искусства, представительства ведущих музеев мира. Хотели перевести туда Военно-морской музей и использовать каналы в том числе и для демонстрации старинных кораблей». Фабрицкий хотел «открыть» интерьеры старых корпусов, убрав межэтажные перекрытия и перегородки, — очевидно, что сегодня, когда назначение зданий изменилось, этого сделать не удастся. Но Вениамин Борисович не оставляет надежды, что часть старой застройки все-таки отдадут под музей или галерею. Он достаточно скептически относится к проекту Фостера, но честно работает над его «доводкой». «В какой-то степени именно я заварил всю эту кашу, и чувствую ответственность за то, что получится в результате», — поясняет Фабрицкий. По словам архитектора, Чигиринский прислушивается к его советам. В частности, решено отказаться от стационарной сцены «на воде», которая закрыла бы движение по каналам внутри Новой Голландии — вместо нее будут использовать понтоны, которые легко можно отогнать к берегу. Фабрицкий говорит, что англичане переработали проект нового корпуса, учтя его замечания, хотя на это ушло лишнее время. «Но ведь цель состоит не в том, чтобы сделать быстро, надо сделать красиво, — рассуждает он. — И если по уму, то речь должна была идти не о двух, а о множестве вариантов — чтобы можно было выбрать оптимальный».
Сегодня окончательного проекта наземной части Новой Голландии, в частности Дворца фестивалей, еще нет. При доработке дворец подрос до 46 метров, и городские власти потребовали его понизить. На данный момент окончательная высота здания неизвестна. Зато известно, что крылья дворца, оказавшиеся в створе арки, решено укоротить, хотя с некоторых точек они, возможно, и будут видны. Вообще Фабрицкий отмечает, что в прежние времена требования КГИОП были куда жестче. «От нас требовали сохранить и опытный бассейн, где проводились испытания кораблей, и лабораторию, где работал Менделеев, и историческую радиостанцию. Теперь все эти сооружения разрешили снести, что и было сделано, — говорит он. — Под снос мог пойти и Комендантский дом, но проектировщики предпочли его сохранить, приспособив под инженерный корпус».
Впрочем, наибольшие опасения вызывает подземная часть проекта. Въезд в Новую Голландию будет организован, в том числе и через туннели — под островом должен разместиться трехэтажный паркинг. При этом строительство должно вестись всего в нескольких метрах от исторических зданий. «А они построены на дубовых сваях, и даже незначительное изменение уровня грунтовых вод может привести к тому, что сваи эти пересохнут и начнут трещать», — говорит Мильчик.
«Мне еще преподаватели в институте говорили — не надо лезть под Новую Голландию, потому что это чревато разрушением комплекса, — вспоминает Фабрицкий. — Но без этого, к сожалению, обойтись невозможно». По его словам, к работам привлекали петербургских специалистов, в частности профессора Владимира Улицкого. Вначале в грунте была построена экспериментальная стена глубиной 32 метра — для того, чтобы возвести реальную стену, по словам Чигиринского, потребуется еще год. Параллельно изучается вопрос об усилении фундаментов исторических зданий — возможно, к дубовым сваям добавятся железобетонные. Но Фабрицкий отмечает, что это потребует дополнительных расходов.
Между тем Чигиринский уже сообщил об увеличении стоимости проекта — в Новую Голландию будет вложено не менее 800 млн долларов. Но, скорее всего, и этой суммы окажется недостаточно — точных расчетов, связанных с подземной частью комплекса, еще нет…
Виктория РАБОТНОВА
Фото ИНТЕРПРЕСС