Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Стоит ли продавать то, что дорого стоит?

21 октября 2002 10:00

Многие наши сограждане, которые хранят на черный день бабушкин перстенек с бриллиантиком или портсигар Фаберже, рискуют в черный день остаться наедине со своей бедой. Антиквариат дешевеет с каждым днем и выгодно продать фамильные ценности сейчас либо просто сложно либо даже невозможно.





Что почем
Количество антикварных магазинов в культурной столице просто поражает. Но многие мелкие магазинчики скорее похожи на лавки старьевщика: сюда обедневшие петербуржцы несут все, что осталось от предков: кузнецовский ширпотреб, старые открытки, семейные иконы и фамильные крестики. Покупают такие вещи люди случайные, иногда туристы, иногда горожане. По-настоящему богатые люди предпочитают стильный новодел или отлично отреставрированную мебель, картины и скульптуру. Такие вещи меняют редко, стоят они баснословно дорого и на них специализируются крупные магазины.
Мелкое добро выставляется на продажу по низким ценам, и этот сектор рынка перенасыщен. Да и цены редко отражают реальную стоимость предмета искусства, выставляемого на продажу, - трудно вообще определить, что это такое - реальная цена. Почему, к примеру, Ван Гог стоит десятки и сотни миллионов долларов, а Айвазовский дешевле?
Естественно, антикварщику выгодно заплатить как можно меньше, так что при оценке окажется, что в вашем случае - золото низкой пробы, камень с трещиной и нечистой воды, а икона-то новописанная. Вещи в плохой сохранности, даже весьма ценные с художественной точки зрения, рядовой антикварный магазинчик не заинтересуют вовсе.
Все же, если вам удалось набить цену, - вещи могут месяцами лежать на прилавке (или под прилавком). В конце концов цена на них будет понижаться или артефакт вернут владельцу. Сразу получить деньги почти нереально. Значительные деньги и сразу можно получить только в том случае, если товар отбирается под заказ некоего покупателя. Уважаемые магазины «держат связь» с крупными коллекционерами и музеями, другие, не столь дорожащие своей репутацией, активно действуют на черном рынке. На мелком старье оборота магазину не сделать.

Кому принадлежит искусство?
Возникает резонный вопрос: чем же живут все эти многочисленные магазинчики и почему их число не сокращается? Многие из них живут двумя-тремя «черными» сделками в год. Объект сделки, конечно, не появляется на прилавке, а прямиком отправляется к заказчику, часто - за границу. Магазины иногда принимают предварительные заказы или просто поддерживают контакты с коллекционерами и арт-дилерами, учитывая их вкусы и потребности в отборе вещей. Документы при таких продажах, как правило, не оформляются. Большинство сделок имеют большую или меньшую степень криминальности - от истории появления этой вещи на рынке (тут и кражи, в том числе из музеев, и разбой) - до способов вывоза предмета из России.
Существует несколько вариантов нелегального вывоза произведения искусства за рубеж. Самый простой способ - попытка вывоза в тайнике среди багажа, в машине или купе поезда, иногда просто на теле. Скажем, обернувшись полотном известного художника, как знаменем перед решительным боем. Пытаются вывозить по поддельным разрешительным документам, в которых истинная материальная и историко-культурная ценность произведения существенно занижается. Наиболее изощренный способ - вывоз через фальсификацию самого произведения искусства или с использованием дубликатов. В первом случае, например, подлинный красочный слой картины «записывается» залихватским кичем в стиле уличных художников (любой реставратор владеет технологией как «записей», так и «отмывки» картин). Во втором случае дама может вывезти на себе кольцо из платины с бриллиантом, указав в декларации «кольцо из белого металла с прозрачным камнем». Обратно дамочка поедет в колечке из мельхиора с горным хрусталем. В более чистых случаях в декларации указывается истинная стоимость кольца, но обратно все равно мошенница (или жертва) повезет очень хорошо изготовленную в дешевых материалах копию.
Недобросовестные антиквары принимают в этих манипуляциях активное участие: оформляют подложные документы, держат связь с ювелирами и художниками-фальсификаторами, выступают посредниками при покупке у частных лиц. Участие сотрудника магазина оценивается (в зависимости от ценности предмета) в 5 - 10% от стоимости сделки. Художникам-фальсификаторам и изготовителям поддельных документов перепадает меньше, но все-таки эта машина работает.

«Посмотрите направо...»
В любом случае, принося в антикварную лавку на реализацию свое сокровище, будьте готовы к крушению ваших надежд.
Можно попробовать отнести ваши ценности в государственные структуры. Например, в закупочную комиссию Государственного Эрмитажа. Но тут картина во многом противоположна антикварному магазину: музею как раз интересна художественная ценность, просто дорогую безделушку у вас не купят.
Виктор Файбисович, заведующий сектором новых поступлений Эрмитажа, прокомментировал ситуацию следующим образом: музей-гигант в основном покупает шедевры или вещи, близкие к этому рангу. Действительно, зачем Эрмитажу битый Кузнецов? Хотя половина посетителей закупочной комиссии уверены в исключительной ценности своих вещей.
Происхождением вещей в Эрмитаже всегда интересуются, но зачастую восстановить реальное происхождение бывает крайне сложно, тем более в России и Петербурге, где революции, блокада и нувориши начала 90-х способствовали малозаконному и хаотическому перемещению ценностей. Иногда сотрудники Эрмитажа считают необходимым требовать документы, удостоверяющие права собственности на предмет искусства, особенно если возникают сомнения. Но при всей тщательности работы сектора новых поступлений Эрмитаж, как и другие музеи мира, не застрахован от приобретения краденых вещей.
В принципе, закупку у населения производят все музеи, разнятся только их финансовые возможности. Эрмитаж обладает значительным закупочным фондом, в некоторых случаях помогают спонсоры, закупочные цены выше, чем где-либо, поэтому не иссякает поток желающих не только получить живые деньги, но и увидеть свои ценности на стендах известнейшего мирового музея. Эти амбиции граждан тоже могут не удовлетвориться: совсем не все попадает на выставку, существует подводная часть музейного айсберга - фонд хранения, где ведется основная научная работа.

Так стоит или не стоит?
Международный антикварный рынок чутко отреагировал на увеличение числа богатых людей в России. В наши музеи и антикварные магазины поступают раритеты со всего мира. И нашим соотечественникам становится все труднее конкурировать с мировой сетью антикварных фирм, магазинов, аукционов, с богатейшими собраниями музеев и частных коллекционеров. Как и в экономике, промышленности и бизнесе, Россия постепенно интегрируется в мировое пространство, а это значит, что «доморощенные» радости комиссионного обогащения граждан уходят в прошлое. Так что не стоит особо доверять рекламе. «Стоит продавать то, что дорого стоит» - этот трюк рассчитан на вымывание «золотых зерен», осевших в квартирах старых петербуржцев. И не надо обольщаться. Торговля антиквариатом - это большой, местами криминальный бизнес, ориентированный на узкий и не всегда публичный круг клиентов. А антикварный магазин - вовсе не не фонд помощи малоимущим.

Анастасия БЕЖЕНЦЕВА