Госпитализирован за нездоровые убеждения
В пятницу в СПб ГУЗ «Городская психиатрическая больница № 6» прошло выездное судебное заседание о недобровольном лечении Вадима Чарушева, создателя многотысячной интернет-группы «Галина Старовойтова, ваши идеи живы!» (http://vkontakte.ru/club1090760)
По Закону РФ «О психиатрической помощи» (ст. 29), каждого можно заставить лечиться от душевной болезни — для этого достаточно, чтобы психиатр записал вам в карту, что, по его мнению, вы «можете быть опасны для окружающих или для себя». Поскольку нет никаких способов доказать, что завтра вы не причините себе ни одной царапины, то жертвой медицинский ошибки может стать любой. Далее закон требует не позже чем через пять дней провести суд, который призван критически рассмотреть пожелания врачей. Этот суд ни в коем случае не надо путать с тем судом, который отправляет на лечение невменяемых преступников — речь, наоборот, должна идти лишь о том, чтобы защитить человеческие права. Увы, на практике суд слепо доверяет медикам, да и закон — писавшийся психиатрами — сформулирован удобно лишь для них. Лечение маньяка-убийцы будет называться принудительным, а лечение обычного пациента — недобровольным.
Несмотря на категорический отказ никогда в жизни не состоявшего на учете в ПНД и не страдавшего от проблем с психикой Чарушева от услуг психиатров 6-й психбольницы, судья Смольнинского суда Смирнова удовлетворила заявление администрации этого учреждения о недобровольной госпитализации. В эту больницу Вадим был доставлен в ночь с 6 на 7 марта из 30-го отдела милиции, в которое попал при не до конца выясненных обстоятельствах.
Как рассказал «Новой» адвокат Чарушева Виктор Грозовский, до начала судебного заседания ему чудом удалось пробиться в палату. Он два часа беседовал с Вадимом, причем 29-летний «больной» произвел на опытного адвоката впечатление совершенно адекватного, психически здорового человека. Хотя Вадиму, по словам адвоката, вводят психотропные препараты, от которых ему трудно двигаться и дрожат все мышцы, на суде он также вел себя здраво и корректно. Он заявил судье, что от него потребовали подписать согласие на добровольное лечение, а когда он наотрез отказался, в ход пошли угрозы.
— Чаще всего в таких случаях ни милиция, ни скорая не говорят, куда на самом деле везут. А в приемном покое его огорошили: это психбольница, и вы отсюда не выйдете, будете здесь столько, сколько нужно, — рассказывает адвокат. — Под этим давлением, после угрозы бессрочного заключения в больнице он был вынужден подписать данную бумагу. Но она отнюдь не делает его помещение в больницу законным. Врачи говорят: «Вреда никакого, тем более что мы не будем держать его слишком долго», но нарушение прав человека не может быть недолгим, оно уже есть.
На суде выступала свидетельница, много лет знающая Вадима Чарушева:
— Накануне Вадим был в гостях у моего сына, они старые друзья, — говорит Наталья Нелаева. — Мы долго общались, часа три, не меньше; он и сейчас совершенно нормален: просто беззащитный человек. Сказал своему отцу: «От чего мне лечиться? Тут люди годами лежат… Я этого не выдержу…» Зато его физическое состояние привело меня в ужас: он стал весь зеленый, ничего не ест все пять дней и успел страшно исхудать. Очевидно, что госпитализация — это расправа за его демократические убеждения.
Несмотря на то что, по сведениям адвоката, Вадиму Чарушеву даже не поставлен диагноз, теперь его имеют право продержать в больнице до полугода.
Ольга Старовойтова уже заявила по данному поводу: «Я общалась с Вадимом Чарушевым в его интернет-группе, которую он создал в память о Гале. Убеждена, что его надо вытаскивать всеми силами, как можно скорее: я лично знаю девушку, которую недавно чуть не погубили в этом заведении».
Анатолий ЗАОСТРОВСКИЙ
Кстати
На угрозы в интернете Вадим жаловался не раз. Кое-что можно видеть и ныне: «Смотрим, запоминаем: фото идейного лжеца, провокатора и либераста г-на Вадима Чарушева». Юзер «Капитан Особого Отдела» рассылает угрозы членам группы, требуя покинуть ее, чтобы не «закончить свои дни в психушке, как господин Чарушев».
Прямая речь
Юрий САВЕНКО, президент Независимой психиатрической ассоциации России, врач-психиатр высшей квалификационной категории:
— Мы видим совершенно однотипные действия то ли ФСБ, то ли МВД, их абсолютно беззаконное вмешательство в деятельность психиатрической службы и послушность ее администраторов, ведущих себя не по-врачебному. Стала применяться резко расширительная трактовка опасности психически больных, явственным образом связанная с использованием психиатрии в немедицинских целях под давлением силовых структур.
Очередной раз психиатры предпочли защиту общественного спокойствия, а вернее, спокойствия властей свободе своего пациента, так же как это было в мурманском деле, когда грубая форма стационирования, с привлечением сотрудников милиции и применением насилия в приемном покое, нанесла моральный и психический ущерб Ларисе Арап, вызвала реакции протеста вплоть до трех голодовок, которые упорно выдавались главным врачом за «непосредственную опасность для себя и окружающих».
Несомненно, что мы стоим на пороге возможного широкомасштабного использования психиатрии в политических целях. Все технологии наготове, давно отработаны. От власти требуется сейчас окрик в адрес ее слишком рьяных исполнителей, не считающихся с имиджем страны.
По инициативе уполномоченного по правам человека РФ и Всемирной психиатрической ассоциации, выразивших свою озабоченность данными случаями, Пленум Российского общества психиатров с участием НПА обсудил данный вопрос и пришел к выводу о необходимости разработать строгое определение понятия «опасность лиц с психическими расстройствами, требующая недобровольного помещения в психиатрический стационар». Это важный шаг на пути предотвращения использования психиатрии в немедицинских целях.