Морские волки тоже сбиваются в стаи
Курсанта Военно-морского института радиоэлектроники Артема Черникова не только отчислили из вуза, но и отправили в армию, дослуживать по призыву. 13 марта бывший курсант с помощью «Солдатских матерей Санкт-Петербурга» безуспешно пытался оспорить это решение в 224-м гарнизонном военном суде.
Диета для «стукача»
Курсанту Артему Черникову просто не повезло. Он учился в Тамбовском кадетском корпусе, после которого мечтал связать свою жизнь с российским военным флотом. Для этого поступил в Военно-морской институт радиоэлектроники им. Попова в Петербурге, где неожиданно (по его словам, в Тамбове было лучше) стал жертвой дедовщины.
Следуя старой доброй армейской традиции, Артем молчал об этом. Был ли он единственным объектом неуставных отношений или другие его товарищи тоже находились под прессом «сурового мужского воспитания» — неизвестно. Но именно видеозапись с издевательствами над Черниковым случайно обнаружили старшины на мобильном телефоне одного из курсантов в конце первого года обучения.
Двух садистов, запечатленных камерой, исключили из вуза, только вот Артем был сразу же записан сокурсниками в стукачи. Второй курс превратился для парня в ад. Как он рассказывал на суде, практически целый год у него не было места в столовой: отдельный стол, за которым он должен был сидеть, вообще не накрывали, и Черников обычно пытался есть вместо кого-то из дневальных. Правда, если отсутствующие товарищи просили придержать еду для них, Артем оставался голодным.
По словам Черникова, он неоднократно обращался к своим командирам с просьбой исправить ситуацию. Представитель ВМИРЭ заявил на суде, что таких обращений не было.
Однако то, что происходило с Артемом в столовой, еще не самое худшее. Некто курсант Савин считал его виновным в исключении своих друзей и мстил за них. Летом 2008 года Савин был осужден на 3,5 года общего режима за избиение Артема Черникова, которое не удалось скрыть.
Осенью 2008 года Артем, несмотря на сомнения, вернулся во ВМИРЭ на третий курс. Еще два курсанта, считавшие его стукачом, по словам Черникова, продолжали учиться с ним в одном подразделении… хотя с Савиным их, конечно, было уже не сравнить.
Статус-кво был нарушен накануне сессии, 17 декабря, когда к своим обязанностям приступил новый руководитель факультета Рожков. Всего через неделю, 25-го, Артем пишет рапорт с просьбой отчислить его из института и заодно уволить из армии. Отец Черникова, Игорь Леонидович, утверждает, что два эти события связаны между собой напрямую.
— Таким образом было решено убрать узел проблем, в центре которых оказался мой сын, — объясняет он.
Заметим в скобках, что факультет, на котором учился Артем Черников, называется «психологическим». В нем обучают офицеров флота, которые должны будут следить за моральным состоянием матросов, в том числе помогать им решать межличностные конфликты.
Если до рапорта 25 декабря Артем имел проблемы в основном с сослуживцами, а руководство института, напротив, пыталось ему помочь, то теперь ситуация изменилась.
Один против системы
Понимая, что придется трудно, Черников просил отчислить его именно «в связи с невозможностью продолжать обучение». Но такой повод руководство не устраивал: 21 января Артем был отчислен «в связи с нежеланием учиться».
Разница в формулировках принципиальная: «невозможность» — это нарушение контракта, который Черников заключил с ВМИРЭ после наступления совершеннолетия, со стороны института. В этом случае он увольнялся из армии и мог продолжать обучение в гражданском вузе.
А «нежелание» — это нарушение контракта со стороны Черникова; в этом случае он должен дослуживать по призыву. Два дня обучения в военном вузе засчитываются за один день в армии: 2,5 года — это 1 год и 2 месяца по призыву. Когда Черников поступил во ВМИРЭ, служили еще по два года; поэтому приказом от 21 января Артема не только отчисляли, но и переводили на десять месяцев в часть в Ломоносове.
— Самое обидное, что сыну написали волчью характеристику, — возмущается Черников-старший. — Такую, с которой ему в армии придется еще хуже, чем во ВМИРЭ. Хотя при этом все предыдущие характеристики были отличнейшие.
В феврале Черниковы обратились за помощью к «Солдатским матерям Санкт-Петербурга». Совместно с правозащитниками решили отстаивать права Артема в суде: доказать, что это ВМИРЭ нарушило условия контракта, не приняв мер по защите чести и достоинства курсанта.
Но решение председательствующего судьи Беличева не удивило: в иске Черникову отказано.
— Мы считаем это решение несправедливым и будем обжаловать его, — заявил представитель Черникова, адвокат «Солдатских матерей» Виктор Андреев. — Впервые курсант выступает против руководства и пытается защитить свои честь и достоинство таким образом. Этот пример раскрывает всю суть закрытых военных учебных заведений.
— Добровольность поступления в военный вуз превращается в кабалу, — поясняет Игорь Черников. — Человек становится заложником ситуации и, случись что, не может отстоять свои права.
Остается добавить, что Артем уже несколько недель находится в госпитале. Если так и не удастся изменить формулировку отчисления, будет скорее всего добиваться, чтобы его комиссовали по здоровью: теперь он уверен, что не хочет связать свою судьбу со службой в армии или флоте.
Анджей БЕЛОВРАНИН