Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Эволюция «горьковской» — от стакана к тарелке

6 апреля 2009 10:00

Проект реконструкции станции метро «Горьковская»

Проект реконструкции станции метро «Горьковская»


Обновленный Градостроительный совет в целом одобрил эскизный проект будущего вестибюля станции метро «Горьковская».
Соавтор представленной концепции архитектор Александр Супоницкий отрекомендовал работу ООО «Суар. Т-проект» как «образ транспортного решения XXI века». Эксперты градсовета расширили ассоциативный ряд, каждый из двух представленных вариантов архитектурного решения обрел свои эпитеты: сравнивали их и с летающей тарелкой, и с дамской шляпкой, и даже с пивным балаганом.
Но, как известно, чтобы заручиться поддержкой общественности, ее стоит сначала как следует напугать куда более худшим вариантом. Напомним, ранее компания «Адамант» намеревалась прирастить вестибюль стеклянным торговым комплексом высотой до 20 метров. Но защитники культурного наследия, выстроившие грамотную оборону исторических панорам, добились вмешательства прокуратуры. Надзорное ведомство установило, что уже согласованные профильными комитетами Смольного объемно-пространственные и архитектурные решения, выполненные ООО «Адамант-проект», предполагают освоение не только пятна землеотвода метрополитена, но и выходящих за ее пределы территорий, относимых к Александровскому парку — «что может привести к нарушению целостности и сохранности памятника». И направила в адрес руководителей КГА и КГИОП прокурорское предостережение «в целях недопущения нарушений законодательства об охране объектов культурного наследия при реконструкции станции метро «Горьковская». После того, как инвестору, образно выражаясь, дали по рукам, ему стало «не интересно» ввязываться в это дело, и «Адамант» отказался от притязаний на освоение этой территории.
Как признает теперь глава ГУП «Петербургский метрополитен» Владимир Гарюгин, «мы пытались какое-то время взаимодействовать с инвестором. Но, к сожалению, он решал свои задачи, и его предложения абсолютно не соответствовали архитектурной концепции территории. В августе прошлого года с ним пришлось расстаться».
Новый вариант вестибюля будет выше существующего лишь на 1,9 м — и это уже вызывает дружный вздох облегчения. Хотя, как полагает председатель петербургского отделения Союза архитекторов Владимир Попов, такая архитектура неуместна при въезде на Петроградскую сторону, но была бы прекрасна «где-нибудь на Бухарестской улице».
Однако Владимир Гарюгин, напротив, надеется, что этот проект станет типовой разработкой, а заложенные в нем архитектурные решения найдут применение в различных районах города. Желание сэкономить на дальнейшем проектировании очередных станций понятно. Однако едва ли то, что уместно в Купчине, прилично в историческом центре.
Градсовет, в целом одобрив эскизный проект, рекомендовал разработчикам доработать «тарелку», избавив ее «от излишней гламурности» — после чего еще раз представить на суд экспертов.

Татьяна ЛИХАНОВА
Фото ИНТЕРПРЕСС



Кстати
«Живой город» заподозрил авторов проекта новой станции метро «Горьковская» в плагиате, а одобривших его членов нового Градостроительного совета — в незнании распространенных и давно уже широко применяемых на практике дизайнерских разработок. Активисты ЖГ полагают достаточным взглянуть на бытовой ионный воздухоочиститель XJ-2200 известной фирмы (http://www.aircomfort.ru/sections/2/59/XJ-2200.html, на снимке), чтобы признать в проекте новой станции метро «Горьковская» лишь слегка переработанную версию данного изделия (выполненную, естественно, в сообразно увеличенном виде), ее бетонный римейк.
Хорош ли, плох ли данный образ воздухоочистителя для воплощения его в качестве вестибюля станции метро «Горьковская», в самом центре Петербурга, на подступах к Петропавловской крепости, в Александровском парке — через который, собственно, и прибывает практически вся публика, включая гостей культурной столицы, — рассудить можно по-разному. Но смириться с тем, что это не оригинальное произведение архитектуры, а лишь тривиальный плагиат, было бы весьма оскорбительно для жителей города столь великой архитектуры.