Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Не забудьте перевести стрелки

6 апреля 2009 10:00

На питерском трамвае не въедешь в капитализм

Горожане требуют сохранить трамвай на юге города, чиновники намерены его снять. Но обещают со временем вернуть — «без разворотного кольца»

Власти Московского района, по-видимому, учли «стратегическую ошибку», допущенную ими три недели назад. Тогда левые, воспользовавшись тем, что как раз возле Новодевичьего монастыря на Московском проспекте проходит граница двух городских районов, подали заявку на пикет против возведения жилого комплекса «Империал» компании ЛЭК в обе районные администрации сразу. В итоге на территории Адмиралтейского района акцию пикетчикам проводить не разрешили, а в Московском — ровно наоборот (см. «Новую» № 17 от 16 марта, «Вскочить на империал»). Рассказывают, что «наверху» этой коллизией были крайне недовольны…
С тех пор бдительность Московской районной администрации возросла на порядок: и очередной пикет возле Новодевичьего монастыря, который был намечен на 12 апреля, и трехдневную акцию в защиту трамвая, запланированную с 6 по 8 апреля у метро «Звездная», чиновники согласовать категорически отказались.


На питерском трамвае не въедешь в  капитализм


Рельсы-то — как водится
Несмотря на это, планы организаторов «трамвайной» кампании — движения «Живой город», градозащитной группы ЭРА, движения «Лунный серп» — по-прежнему в силе. Сегодня-завтра-послезавтра на трамвайной остановке у метро «Звездная» и в вагонах трамваев (которые еще ходят) они будут собирать подписи пассажиров под обращением к властям — требуя сохранить рельсы на улице Ленсовета и не закрывать один из самых знаковых в южной части города, 29-й маршрут; возможно, удастся раздать и листовки.
А угроза над двадцать девятым нависла нешуточная.
С незапамятных времен этот трамвай весело звенел на поворотах, соединяя Коломну со Средней Рогаткой — и никому вроде не мешал. Потом оказалось, что мешает: маршрут изрядно урезали. А теперь собираются и вовсе отправить на свалку.
«В соответствии с постановлением правительства Петербурга № 527 «О программе развития трамвайной маршрутной сети… на 2005–2007 годы» трамвайные пути на ул. Ленсовета подлежали демонтажу. По объективным причинам демонтаж путей на данном адресе не был выполнен. В настоящее время вопрос демонтажа трамвайных путей находится в стадии решения», — разъяснение ГУП «Горэлектротранс» от 11 марта этого года еще дает двадцать девятому (проходящему как раз по указанной улице) какой-никакой шанс.
«Участок трамвайных путей по ул. Ленсовета от Свирской до Авиационной ул. подлежит демонтажу. Проектной документацией на капитальный ремонт ул. Ленсовета предусматривается демонтаж трамвайных путей…» — переводя прошедшее время в настоящее, не оставляет уже никаких шансов и. о. главы КБДХ. Причем буквально на следующий день: письмо дорожников и благоустроителей датировано 12 марта.

А я королева всех бензоколонок
— Вы слухи обсуждаете! Сейчас вопрос о снятии трамвайного движения по улице Ленсовета не рассматривается! — эмоционально заявлял первый зам председателя Комитета по транспорту Станислав Попов, выступая на канале 100ТВ в ноябре прошлого года.
В то время как судьба линии была, оказывается, предрешена еще летом.
«Земельный участок, расположенный по адресу: Петербург, Московское шоссе, участок 1 (севернее пересечения с улицей Ленсовета), был реализован на торгах в составе единого лота, состоящего из девяти земельных участков в целях определения возможности строительства автозаправочных станций. По результатам торгов Комитетом по управлению городским имуществом с ООО «ТНК-ВР «Северная столица» заключен договор аренды от 08.08.2008 № 08/ЗКС-000087, сроком действия до 06.08.2011 г.», — расставляет точки над «и» КУГИ в своем письме от 17.03.2009.
«Без уведомления Комитета по транспорту территория площадки, освобождаемой при демонтаже трамвайного кольца по ул. Ленсовета, была выставлена на торги, где определен собственник указанной территории», — подчеркивается в ответе пресс-службы упомянутого комитета на запрос представителя движения «Петербуржцы — за общественный транспорт» Владимира Федорова.
Но что толку — без уведомления или с оным?
«С целью предоставления собственнику участка права его использования Комитет по транспорту вынужден прекратить движение трамваев по ул. Ленсовета», — признался тот же Станислав Попов, отвечая на запрос «Живого города» 19 марта 2009 года.

Кому разменивать полтинник
— Сама так называемая Программа развития трамвайной сети — повод для разбирательства КСП, — не скрывает своих оценок представитель движения «Петербуржцы — за общественный транспорт» Владимир Валдин. — Ее созидательная часть выполнена дай бог наполовину — и это в «тучные»-то годы! — а разрушительная — перевыполнена на 250%. В рамках этого «развития» были произведены демонтажи, законность которых вносилась в городской документ задним числом, с опозданием от 4 месяцев — как, например, на Лиговке и даже как на Большеохтинском проспекте — до полутора лет! Программу можно поставить под сомнение в целом, а значит — снять возможность кому-то оправдываться наличием этой филькиной грамоты.
«Просим Вас провести в порядке надзора за соблюдением действующего законодательства проверку: законности попыток реализовать на практике утратившую силу «Программу развития трамвайной сети на 2005–2007 годы» в 2009 году; законности приватизации земельного участка и объектов недвижимости конечной станции трамвая «Мясокомбинат», установить их собственников, а также основания для приватизации имущества, до сих пор находящегося в пользовании ГУП «Горэлектротранс»; установить лиц, виновных в нарушении законодательства, и привлечь их к ответственности», — говорится в обращении, направленном активистами группы ЭРА на имя прокурора Петербурга Сергея Зайцева.
Меж тем начальники транспортного цеха, чтобы никому не было больно и обидно, выражают готовность в сложившейся ситуации заместить трамвай № 29 автобусным маршрутом № 61. Притом что по этой трассе давно ходит пятидесятый автобус (ранее не запланированный ни в одной из долгосрочных программ) — а люди тем не менее предпочитают трамвай — прежде всего из-за выделенного полотна на Московском проспекте, который хронически стоит в первой половине дня как минимум от улицы Фрунзе до Благодатной и далее.

Зачем подарил тебе колечко
— Очевидно, что дальше вопрос встанет о снятии трамвайных путей и на Московском проспекте, так как именно 29-й сейчас формирует основной пассажиропоток на участке от «Звездной» до «Электросилы», — продолжает Владимир Валдин. — Таким образом, вместо развития трамвайного узла в южной части Московского района нам грозит его полное уничтожение, с традиционным уже «расширением проезжей части», которое отнюдь не ликвидирует пробки, а, наоборот, провоцирует их рост. А с другой стороны — за счет прохождения предлагаемых «подменных» автобусов в общем потоке снижает привлекательность наземного общественного транспорта, переориентируя часть пассажиров на переполненное метро, часть — на личные автомобили.
При таком дискурсе, как считает Валдин, мы один к одному повторяем ошибочный путь европейских и американских мегаполисов 1950–60-х годов: «Сиюминутная экономия неизбежно приведет к значительно большим прямым и косвенным потерям в средне— и долгосрочной перспективе».
По мнению депутата ЗакСа Алексея Ковалева, планируемый демонтаж трамвайных линий может обернуться для жителей густонаселенных кварталов Московского района транспортным коллапсом. А любой непредвиденный сбой в работе перегруженной 2-й ветки метрополитена будет иметь катастрофические последствия…
С понедельника по среду живогородцы и их сторонники рассчитывают собрать сотни подписей петербуржцев, в том числе под обращением к Валентине Матвиенко, с просьбой вступиться за трамвай. Текст еще в работе, хотя содержание его понятно.
«Ширина проезжей части улицы Ленсовета позволяет провести реконструкцию магистрали с сохранением трамвайной линии и организацией движения по ней в обособленном режиме, с устройством огороженных посадочных платформ. Это повысит безопасность пассажиров и увеличит скорость сообщения, которая будет значительно превышать вариант с использованием подвозочного автобуса и метрополитена», — настаивают активисты группы ЭРА, несколько дней назад направившие предварительную депешу в Смольный.
Впрочем, в конце марта губернатор уже ответила на аналогичный по теме запрос парламентария Ватаняра Ягьи, подтвердив информацию и о собственнике участка (не называя, правда, имен и брендов), и о грядущем нашествии 61-го автобуса. Однако заканчивается письмо на условно оптимистичной ноте: «Сообщаю, что в настоящее время рассматривается возможность возобновления трамвайного движения по ул. Ленсовета после закупки ГУП «Горэлектротранс» двухкабинных трамвайных вагонов, оборудованных пассажирскими дверьми с обеих сторон. Использование указанного подвижного состава позволит осуществить разворот без разворотного кольца».
Не сходятся что-то концы с концами: ведь сегодня трамвай вытесняют с улиц и площадей под предлогом его низкой эффективности. А «с разворотом без разворотного кольца» КПД перевозок сразу взлетит на недосягаемую высоту?..
Защитники трамвая тем временем все же надеются согласовать с властями проведение полномасштабной акции — теперь она, видимо, будет приурочена к 15 апреля (дню, когда в блокадном Ленинграде, в 1942 году, было возобновлено трамвайное движение). Акция протеста у лэковского «Империала» — это как раз недалеко от трампарка № 1, начала 29-го маршрута, тоже не отменяется. А координатора «Живого города» Юлию Минутину, как стало известно, на четверг 9 апреля вызвали для беседы в ФСБ. Вот такая закольцовка…

Валерия СТРЕЛЬНИКОВА
Фото Михаила МАСЛЕННИКОВА


Я не www.ru
Батом
Эта линия, наоборот, очень популярна — я сам там езжу! Зачем закрывать 29-й, если он очень рентабельный!.. Или город хочет привести свой план в действие, убрав общественный транспорт, и после реконструкции сделать на его месте полосу для правительственных авто? И уничтожить 1-й трамвайный парк, назвав оставшийся 45-й маршрут нерентабельным для «содержания» полотна?

Владимир
Эту ветку давно уже покушались закрыть, да вроде сменились хозяева или политика торгового комплекса, которым она мешала расширить автостоянку. Теперь — АЗС. Конечно, именно АЗС тут и не хватает. 200 метров направо — Neste, 200 метров налево — LukOil. Не так давно чиновники заявляли, что-де компенсируют снимаемый трамвай на Ленсовета новым автобусом. Господа, окститесь! Автобус тут уже ходит, «полтинник». Пустите хоть пять автобусов, они все будут в пробке стоять. Стыдно, ей-богу. И больно за город и его мешающихся под ногами обитателей. Особенно «красиво» все это выглядит на фоне развивающегося кризиса и того цирка, который устроили с новой веткой метро…

Михаил
Жители против закрытия! Трамвай 29 является единственным видом НОТ, не зависящим от пробок на Московском. Многие выбирают его как альтернативу и без того переполненного метро. Трамвай в часы пик на Ленсовета и на Московском едет битком!

Леонид
Мне этот маршрут очень удобен. Трамваи ходят достаточно часто, регулярно; в последнее время даже стали появляться новые: чистые, теплые, быстрые…Также я хочу добавить, что трамвай -экологический вид транспорта, не загрязняющий окружающую среду…