80 лет — не предел в творчестве
Сегодня исполняется 80 лет Борису Максимовичу Фирсову — почетному ректору Европейского университета в Петербурге.
Не знаю, чем меня больше всего поражает этот человек.
Тем ли, что в 79 лет написал книгу «Разномыслие в СССР» — наиболее интересное из известных мне исследований того, как жили, думали, чувствовали люди во времена ушедшей империи?
Или тем, что в 66 лет, когда другие посиживают на лавочке, беседуя ни о чем, он создал Европейский университет — один из лучших гуманитарных научных центров Петербурга?
А может, тем, что в 60 лет Борис Фирсов возглавил в нашем городе филиал Института социологии Академии наук и сделал его ярчайшим интеллектуальным явлением перестроечного Ленинграда?
Это всё достижения последних двадцати лет его жизни. Иному такого хватило бы на всю карьеру. Но у Бориса Максимовича была еще и другая жизнь. В другую эпоху. С другими правилами игры.
Фирсов был первым секретарем райкома КПСС на рубеже 50–60-х гг. Наверное, одним из самых молодых в стране лидеров столь высокого ранга. Мог бы, наверное, при таком энергичном старте оказаться через какое-то время секретарем ЦК. Но не стал делать карьеру, требовавшую в те годы идти на компромиссы с совестью. Разномыслие было для него не просто темой исследования. Разномыслие было пространством, в котором думающий и небезразличный к судьбе своей страны человек выбирал путь, коренным образом отличающийся от генеральной линии партии.
Борис Максимович не колебался вместе с генеральной линией. Он искал собственную дорогу. И нашел ее на Ленинградском телевидении, директором которого был в середине 60-х гг. Увы, и оттуда пришлось уйти, поскольку свободная, независимая линия Фирсова оказалась перпендикулярна генеральной, партийной.
Так он пришел в науку. В социологию. Стал доктором, профессором, создателем целого университета. Он сделал столько, сколько не сделало бы и несколько ректоров, директоров, секретарей райкомов.
И еще немало сделает. Потому что для таких ярких, энергичных, мудрых людей, как Фирсов, и 80 лет — не предел в творчестве.
С юбилеем, Борис Максимович!
Дмитрий ТРАВИН