Обвинениям николая андрущенко вышел срок
Николай Андрущенко освобожден от наказания, вынесенного ему Дзержинским федеральным судом Санкт-Петербурга 22 июня этого года. Оставив в силе сам приговор, в этот вторник, 20 октября, кассационная инстанция коллегии по уголовным делам Городского суда Петербурга освободила журналиста и одного из учредителей «Нового Петербурга» от наказания за истечением срока давности. Теперь Андрущенко не придется выплачивать штраф в 20 тысяч рублей за оскорбление представителя власти при исполнении им своих служебных обязанностей — прокурора отдела государственного обвинения Городской прокуратуры Дмитрия Мазурова.
Обе стороны процесса, обжаловавшие приговор Дзержинского суда: и обвинение, и защита Андрущенко — разумеется, просили кассационную инстанцию совсем о другом. Обвинение просило об отмене приговора Дзержинского суда, назвав его выводы «незаконными, несправедливыми и необоснованными», настаивало на виновности Андрущенко по всем пунктам обвинительного заключения. Правда, при этом именно сторона обвинения просила освободить Андрущенко от наказания за оскорбление Дмитрия Мазурова, поскольку срок давности по этому преступлению истек. Защита настаивала на отмене приговора и признании того факта, что Андрущенко невиновен, а дело в отношении него возбуждено незаконно.
— Если бы я не представлял газету, за которой стоят десятки тысяч читателей, — заявил Николай Андрущенко судьям-кассаторам, — я бы не стал оспаривать приговор Дзержинского суда. Но пренебречь мнением читателей, поддержавших и меня, и мою семью, и газету, я не смог. Своей деятельностью я выполнял свой гражданский и журналистский долг.
Около десятка читателей и верных почитателей Андрущенко и «Нового Петербурга» присутствовали в зале суда, а один из них даже прикрепил на грудь самодельный плакат: «Защитим редактора народной газеты «Новый Петербург».
Уже после вынесения решения кассационной инстанции Николай Андрущенко сообщил корреспонденту «Новой газеты в Санкт-Петербурге», что считает вынесенное решение «своей большой победой».
Подобно «Правде»
Напомним, что по приговору от 22 июня 2009 года Николай Андрущенко был признан Дзержинским судом виновным в оскорблении представителя государственной власти в связи с исполнением им своих должностных обязанностей — сотрудника прокуратуры Петербурга Дмитрия Мазурова, за что и приговорен к 20 тысячам рублей штрафа. Также Дзержинский суд признал Андрущенко виновным в разжигании социальной розни в отношении еще двух сотрудников прокуратуры Петербурга — Елены Сидоренко и Константина Шарыгина — и назначил ему один год условного лишения свободы, но освободил от этого наказания за истечением срока давности. Все остальные обвинения: публичные призывы к экстремизму, клевета на лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации (под которым разумелся тогдашний российский президент Владимир Путин), и просто клевета (на тогдашнего председателя Жилищного комитета правительства Петербурга Юниса Лукманова) — в Дзержинском суде отпали за отсутствием в действиях журналиста состава преступления. Хотя его журналистские пассажи и носят, по мнению суда, «агрессивный и нелицеприятный характер, нарушающий нормы журналистской этики».
Однако Андрущенко не согласился с этим приговором, считая себя невиновным, и подал на него кассационную жалобу. Кассационное представление было подано и со стороны прокуратуры (хотя, как уверяет осужденный, позже положенного по закону срока).
Дело в отношении Николая Андрущенко было возбуждено осенью 2007 года — в разгар петербургских Маршей несогласных. Сразу после ареста журналиста сотрудники правоохранительных органов навестили редакцию и самой газеты, где изъяли все компьютеры. Следом Росохранкультура обратилась в Городской суд с иском о прекращении выхода газеты за «экстремизм»… «Новый Петербург», подобно ленинской «Правде» во времена царской цензуры, вынужден был сменить название на «Минуты Века». Так он выходил до весны этого года, когда Городской и Верховный суд сочли неоправданными претензии Росохранкультуры, после чего газета смогла вернуться к своим читателям под прежним названием.
Николаю Андрущенко, человеку далеко не молодому и вовсе не отличающемуся богатырским здоровьем (в суде он по нескольку раз за каждое заседание вынужден был прерываться для приема лекарств), несколько месяцев в ходе предварительного следствия пришлось провести под арестом. Под подписку о невыезде его освободил уже Дзержинский суд, когда само дело поступило туда для рассмотрения по существу.
Александр САМОЙЛОВ