Инвалид под расписку
За этим безобразным и очень показательным случаем «Новая» следила в течение двух лет — именно столько инвалид детства Сергей Пальчиков, у которого умерли родители и которому достались в наследство квартира в центре города и дача в пригороде, решениями МО «Смольнинское» переходил из рук в руки. Хотя его сестра и тетя, живущие в Израиле, требовали возвращения им родственника.
В конце декабря 2007 года Сергея от подъезда его дома увез Ян Гаценко — нигде не работающий сосед по лестничной площадке, живущий в коммунальной квартире. В тот же день органы опеки МО «Смольнинское» вручили инвалида под расписку, как чемодан, этому самому соседу. А через два дня сделали его официальным попечителем, впоследствии — опекуном. С февраля 2008 года начались судебные разбирательства по искам, заявленным родственниками Сергея Пальчикова.
Все упомянутые решения МО «Смольнинское» были признаны незаконными. Но не успевали высохнуть чернила на листе судебного решения, как МО «Смольнинское» тут же перебрасывало недееспособного инвалида в другие руки — после Гаценко опекуном назначили его гражданскую жену Викторию Вальдгольц. Целый год — с марта 2009-го — судья Смольнинского районного суда Татьяна Матусяк вела судебное разбирательство: то назначала недееспособному человеку экспертизу на предмет выяснения — с кем и где он хочет жить, то откладывала заседания. Представители органов опеки и адвокат МО «Смольнинское» Лия Григорьева на вопросы судьи или адвокатов семьи Пальчикова — почему муниципалы считают, что инвалида нельзя передавать родственникам в Израиль, — отвечали: потому что в этом случае опека потеряет контроль над имуществом Сергея Пальчикова (это мнение зафиксировано во многих судебных документах).
В ходе судебного процесса в Смольнинском районном суде выяснились очень интересные подробности о личностях опекунов, которым муниципалы отдали инвалида с квартирой. Ни Гаценко, ни его гражданская жена так и не представили реальные справки о доходах с места работы. Справки Вальдгольц оказались подделкой, как установил суд. За это время Виктория Вальдгольц проходила по трем уголовным делам, причем по двум как обвиняемая (за клевету и подделку документов). Ни у Гаценко, ни у Вальдгольц нет своего жилья в собственности, и Пальчиков все это время жил по чужим квартирам. На одном из судебных разбирательств сотрудник отдела опеки МО «Смольнинское» на вопрос адвоката Алексея Манкевича — как можно характеризовать человека, предоставляющего подложные документы, — заявила: положительно. В общем, такой «положительной» паре МО «Смольнинское» отдало больного человека, а обеспеченной сестре в Израиле — отказало в праве на опеку. И судья Татьяна Матусяк приняла сторону муниципалов и органов опеки.
В понедельник, 1 марта, решением коллегии судей Городского суда признано незаконным постановление МО «Смольнинское» о назначении госпожи Вальдгольц опекуном Пальчикова. В решении сказано — назначить опекуном недееспособного Пальчикова Анну Нурилову (сестру), гражданку Израиля. В среду, 3 марта, Анна Нурилова в сопровождении адвокатов пришла в отдел опеки МО «Смольнинское», но своего брата там не нашла — как заявил глава администрации этого муниципального образования господин Секушин, «пусть тот суд, который вынес решение, разъяснит, как его исполнять». По словам Секушина, «суд не вправе назначать кого-либо опекуном, это прерогатива муниципалов». Чиновники отдела опеки начали требовать новые документы у Анны Нуриловой, чтобы рассмотреть вопрос о ее назначении опекуном. Фактически муниципальные чиновники отказались выполнять вступившее в силу решение Городского суда, тем самым незаконно лишив свободы человека, нуждающегося в помощи и опеке близких.
— Соблюдение процедуры назначения опекуна — а именно требование представить повторно обновленные документы о жилищных условиях, заработной плате опекуна, назначенного судом, — может иметь место, исключительно если этот вопрос решается во внесудебном порядке, — пояснил почетный адвокат России Алексей Манкевич. — Вступившее же в законную силу судебное постановление, согласно ст. 13 ГПК РФ, является обязательным для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории РФ. Неисполнение постановления, а равно иное неуважение к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.
«Новая» будет продолжать следить за событиями, связанными с судьбой инвалида.
Наталья ШКУРЕНОК