Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Электрошоковая терапия

23 января 2003 10:00

Крещенские морозы, как известно, не прошли даром. По факту многочисленных аварий систем теплоснабжения на Северо-Западе России возбужден целый букет уголовных дел. Предстоящий месяц тоже не сулит ничего хорошего. Но уже не в смысле погоды. Во-первых, предстоит очередное повышение тарифов на электроэнергию и тепло. А во-вторых, начнется сенсационный судебный процесс по «деприватизации» крупнейшей энергетической компании Северо-Запада - АО «Ленэнерго».





Самое критическое положение на Северо-Западе сложилось в январе в Карелии. В трех районах республики был объявлен режим чрезвычайной ситуации. Все это произошло несмотря на заверения руководителей Региональной энергетической компании о том, что Карелия к зиме полностью готова. Сейчас поиском ответа на традиционный российский вопрос «кто виноват» занято руководство республики и прокуратура. Глава правительства Сергей Катанандов обличает в безответственности руководителей местных администраций. «В период морозов работали спустя рукава и порой в нетрезвом виде», - говорит он. А карельский депутат Госдумы Артур Мяки обвиняет в никудышной работе само правительство во главе с Катанандовым. Так или иначе, сегодня прокуратура Карелии расследует восемь уголовных дел по результатам проверок, проведенных по фактам прекращения теплоснабжения, из-за чего были заморожены жилые дома и другие объекты.
Не менее напряженная ситуация сложилась и в Ленинградской области. Из-за аварий на теплотрассах здесь замерзали около 18 тысяч жителей города Тихвина и 20 тысяч жителей Всеволожского района. По данным Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Ленобласти, аварии произошли в 9 из 29 областных муниципальных образований. Кстати, ремонтные работы по устранению новогодних аварий в поселках имени Свердлова и Красная Звезда во Всеволожском районе продолжаются по сей день. Ситуацией заинтересовались и правоохранительные органы. Несколько дней назад прокуратура Всеволожского района возбудила уголовное дело по факту аварий по статье «халатность». А чуть раньше подобное дело по той же статье было возбуждено прокуратурой Тихвина.
На этом фоне ситуация в Петербурге выглядит относительно благополучной. Правда, по данным городской администрации, из-за аварий в период холодов от теплоснабжения на разные сроки были отключены 7184 здания. Тем не менее ни одного уголовного дела не заведено. Поиски виновников случившегося к успеху не привели. Городская администрация обвиняет во всех тяжких руководство ОА «Ленэнерго», те, в свою очередь, клянут городское жилищно-коммунальное хозяйство. По мнению вице-губернатора Александра Смирнова, все случилось из-за того, что «Ленэнерго», вопреки рекомендациям, не повысило еще в декабре уровень обогрева с 87 до 93 градусов. Руководство
«Ленэнерго» утверждает, что львиная доля аварий произошла вовсе не по их вине, а по вине служб городского жилищно-коммунального хозяйства.
«В период морозов только устойчивая работа энергосистемы АО «Ленэнерго» позволила избежать чрезвычайных ситуаций в Санкт-Петербурге», - заявляет руководство энергокомпании. Вице-губернатор Смирнов делает еще более сенсационное заявление: «Перед жилищно-коммунальными службами в условиях устойчивых низких температур была поставлена задача выжить, не разморозить жилой фонд, задача обеспечить комфортные условия проживания не ставилась»... Как видим, лишними в этом раскладе оказались только сами замерзающие горожане...
Трескучие морозы, похоже, остались в прошлом. На смену им пришла оттепель. Снег во дворах и на тротуарах превратился в лед, сделав актуальной другую тему - многочисленные травмы и сломанные во время падений конечности. Но вместе с тем арсенал энергетических сюрпризов еще не исчерпан. И основные нас ждут как раз в феврале. Именно тогда в Арбитражном суде Санкт-Петербурга и Ленинградской области должны начаться слушания по искам администрации города, оспаривающим процедуру приватизации «Ленэнерго» в 1992 году.
Эти иски были поданы еще в декабре, так что с январскими холодами никак не связаны. Другое дело - с политическим климатом города на Неве. Ведь руководитель АО «Ленэнерго» Андрей Лихачев - неформальный лидер питерского отделения СПС, оппозиционной Смольному партии. К тому же глава энергокомпании не раз высказывал свои намерения померяться силами с действующим губернатором Владимиром Яковлевым на губернаторских выборах 2004 года (это было еще до решения Уставного суда о невозможности Яковлеву баллотироваться на третий срок). Словом, противостояние Смольного и «Ленэнерго» давно окрашено в яркие политические тона.
Впрочем, здесь не все так просто. Юридическая база под «деприватизационными» исками, безусловно, есть. Просто невозможно поверить, что десять лет назад все было сделано юридически безупречно, тем более учитывая противоречивые и вечно меняющиеся российские законы. Но насколько весомыми окажутся аргументы сторон - предстоит решать суду. Другое дело, что национализация крупнейшей энергокомпании - если она, конечно, произойдет - вызовет очередной шок. А вслед за этим и дискуссию о целесообразности притока в Россию западных инвестиций: ведь владельцами почти 40% акций
«Ленэнерго» являются иностранные компании...
Но политические баталии и дискуссии об инвестициях горожан не особенно задевают. У них есть и более насущные проблемы. Региональные энергетические комиссии Санкт-Петербурга и Ленинградской области приняли решение о повышении с 1 февраля тарифов на электроэнергию и тепло. В Петербурге они возрастут в среднем на 13% за отопление и на 11% - за электричество. Но горожане ощутят рост тарифов еще больше. В Петербурге тариф на электроэнергию для населения возрастет в среднем на 18%, на отопление - на 25%. (Причем аппетиты «Ленэнерго», высказанные в их предложениях о «корректировке тарифов», были куда выше.)
Понятно, что никакого энтузиазма очередное повышение цен не вызывает. А вызывает в очередной раз резонный вопрос: неужели это так неизбежно?... Чтобы не заниматься пустословием, мы обратились с этим вопросом к человеку, в чьей компетентности просто невозможно усомниться, - к советнику президента России по экономическим вопросам Андрею Илларионову. Прежде чем ответить, он предупредил, что все сказанное - это ни в коей мере не отражение официальной позиции президента или правительства, а всего лишь его собственное мнение.
- Еще год назад, до нынешнего повышения тарифов, - сказал Андрей Илларионов, отвечая на вопрос «Новой газеты», - в России уже было 6 регионов, где тарифы на электроэнергию превышали тарифы целого ряда высокоразвитых европейских стран, теперь таких регионов будет еще больше. На электроэнергию население России тратит ежегодно, по данным 2002 года, 5,5% от величины внутреннего валового продукта, в то время как в США эта цифра равна 2%, в большинстве стран Европы - 1,5 - 2,5%. Это не говоря уже о том, что электроэнергии в расчете на душу населения там потребляется несравненно больше, чем у нас. Все это - свидетельство того, что, учитывая разницу в доходах у нас и в развитых странах, можно говорить, что тарифы на электроэнергию в России завышены. Насколько? Вероятно, в 2 - 2,5 раза по сравнению с тем, какими они должны быть исходя из уровня российского ВВП в расчете на душу населения.
Но и это еще не все. Мало того, что видный экономист считает, что бремя тарифных расходов населения становится неподъемным. Ко всему прочему это, по его мнению, чревато тем, что издержки производства в российской промышленности чрезмерно велики, что делает ее неконкурентоспособной не только на мировом, но даже на внутреннем рынке. И грозит это, соответственно, сокращением темпов роста промышленности (что уже произошло в 2002 году), вплоть до нулевой отметки, а то и сворачиванием производства...
Так-то вот. Как говорится, тушите свет.

Николай ДОНСКОВ