Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Первый ребенок — последняя кукла

24 мая 2010 10:00

Маленьким мамам неизвестна веселая суета больших семей, связанная с рождением ребенка. Их сиротство чаще всего социальное, и оно же — причина гордиева узла проблем, с которыми трудно справиться. Вчерашние сироты, если им вовремя не помочь, во многих случаях обрекают своих детей на повторение их собственной участи. Таким образом, сиротство становится «генетическим заболеванием».

Без помощи государства дети несовершеннолетних матерей обречены на сиротство



Дети заслуживают будущего
Дети заслуживают будущего


Преодолеть переправу
— Первый ребенок — последняя кукла. Эта бабушкина мудрость — о наших воспитанницах. Чтобы не повторялся сценарий сиротства, необходимо участие специалистов, — считает Галина Волкова, человек, в течение многих лет исследовавший синдром генетического сиротства, экс-директор одного из городских приютов (теперь он имеет районное подчинение, и, к несчастью, наработанные методики уже утрачены). — Однажды ко мне поступила рыжеволосая девочка Юля С. Сейчас это заботливая мама, которой удалось изменить трудный сценарий детства. Помню, как она подарила мне фарфоровую фигурку мальчика — и сейчас, спустя несколько лет, я вернула ей этот талисман в знак того, что завершился важный этап ее жизни: теперь она не растеряна, не одинока, а уверена в себе.
Главное — преодолеть опасную переправу, перейти бурную речку по хрупким мосткам так, чтобы потом не жалеть о ребенке, брошенном так же, как была брошена в детстве сама маленькая мама…
В этом году в рамках программы, созданной по инициативе Галины Волковой, открыт круглосуточный телефон горячей линии для маленьких мам.
В преддверии Международного дня защиты детей выпускницы «Маленькой мамы» собрались вместе с детьми в Доме архитектора (особняке Половцева). «Сказки странствий» — непростые обстоятельства жизни каждой из них — особая драматическая история. Многие из них имеют опыт жизни на улице, большинство — из малообеспеченных семей.
Катя В. — сирота с 13 лет. Мать умерла, с отцом отношения не сложились, оказалась в приюте. В 17 лет родила сына Руслана, а затем дочку Каролину, которой сейчас около трех лет. Отец детей ушел из семьи, когда Катя ждала второго ребенка. Сейчас работает в детском саду, собирается пойти на курсы фитнес-тренеров.
В детдоме находится дочь Тани К. — трехлетняя Вика. До сих пор у маленькой мамы не было возможности ее оттуда забрать. Когда отец ребенка напивался, доставалось обеим: Тане и дочке. Он ушел. Несмотря на сложную ситуацию, Таня, у которой нет родителей, борется: устроилась на работу и уже получила разрешение забрать свою девочку из сиротского учреждения.

Законодательное сиротство
По российскому Семейному кодексу, несовершеннолетние родители имеют ограниченные права и обязанности в отношении своего ребенка. Ребенку и маленькой маме должны назначить опекуна, а если такового нет, сиротство чаще всего распространяется на следующее поколение.
Между тем в России ежегодно около 200 тысяч несовершеннолетних становятся матерями. А ведь еще в 90-е годы число маленьких мам составляло примерно 100 тысяч в год, то есть практически вдвое меньше. Причем эта статистика не учитывает материнскую смертность и мертворожденных детей.
В странах Европы законодательно предусмотрена система поддержки несовершеннолетних мам. В США и Канаде к тому же создана разветвленная сеть приютов для них.
Как объясняют государственные чиновники, сейчас в России осуществляются национальный план по улучшению положения женщин и программа по улучшению социально-демографической ситуации. Но ситуация эта по-прежнему нехороша, а закон не учитывает особенности поддержки несовершеннолетних мам.
Родители (если таковые имеются) выгоняют из дома, школа не принимает, отец ребенка исчезает, источников к существованию нет — мрачный сценарий.
До сих пор петербургский приют «Маленькая мама» остается единственным не только в нашем регионе, но и в России. С 2004 года в программе участвовали 72 мамы. За это время появились на свет 95 малышей, которые благодаря программе растут со своими мамами. Это благо, но масштабы генетического сиротства требуют серьезного вмешательства государства. А описанный проект до сих пор поддерживали преимущественно международные силы.
Очередной этап работы приюта завершился, и каким будет продолжение, пока трудно сказать.

Евгения ДЫЛЕВА
Фото автора