Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Автора — со сцены

29 августа 2010 10:00

Выдать чужую работу за свою, да еще отчитаться ею перед губернатором, к тому же получить за это немалые средства — похоже, что именно такая «нехитрая» цепочка выстраивается в деле о реализации городской программы «Каждому дому — свое лицо». Цепочка пока еще не превратилась в золотую цепь и не повязала грязной порукой чиновников КГА и губернатора, но произойти это может в любой момент. Во всяком случае, главный архитектор Петербурга Юрий Митюрев уже предложил автору программы принять участие в конкурсе на ее выполнение на общих основаниях с остальными потенциальными участниками. То есть фактически отказал тому, кто придумал программу, в реализации его авторских прав.

Чиновники отчитались за авторскую программу архитектурного оформления города как за свою





Где этот памятник, где этот дом
— Вот этого авиакентавра для Приморского района придумал Дима Каминкер, а вот здесь, на территории жилого комплекса в Сестрорецке, мы предложили застройщику сделать архитектурно-дизайнерский комплекс «Водолей» — фонтаны, бассейны со скульптурой. — Виктор Сивков, известный петербургский скульптор и художник, листает большой альбом с цветными листами. На них изображены скульптурные группы или декоративное оформление пустующих, но очень заметных территорий, оживляющие стандартную, безликую застройку. — Но вы в реальности не увидите этого, нам так и не удалось ничего реализовать, хотя губернатор дала добро.
Согласно этим предложениям, предполагалось установить, например, символ морского города — кораблик — на углу Северного и Гражданского проспектов: об этом Сивакова просила лично Валентина Матвиенко. Собирались скульпторы и художники поставить на Политехнической и памятник легендарным влюбленным — Кларе и Эмилю, которые жили когда-то в этом районе в немецкой колонии и, как Ромео и Джульетта, покончили с собой из-за невозможности пожениться. В общем, предполагалось вдохнуть душу в окружающую нас городскую среду.
В последний день февраля 2008 года Виктор Сиваков, художник, скульптор, директор Регионального архитектурно-художественного фонда (РАХФ), член Градостроительного совета Петербурга, сделал доклад на заседании правительства города. Он представил собравшимся авторскую программу «Каждому дому — свое лицо». Вместе с группой единомышленников — скульпторов, архитекторов, дизайнеров, художников, которых объединяет РАХФ, — Сиваков придумал, как придать каждому уголку бурно растущего вширь и вглубь Петербурга «лица необщее выраженье», как сделать особенным, узнаваемым и эстетически комфортным для глаза и души каждый квартал, каждый питерский двор.
Судя по реакции, губернатору Валентине Матвиенко программа очень понравилась, она так и сказала по окончании доклада свое любимое словечко: «Супер!» Правда, сделала несколько замечаний — не хватает исторической справки, других обоснований. Но в целом губернатор подписала распоряжение о скорейшей реализации предложений Сивакова и его фонда после дополнительного оформления до стадии адресной программы. К чему Сиваков и компания незамедлительно приступили.
В середине октября 2008 года Градостроительный совет Петербурга одобрил адресную программу «Каждому дому — свое лицо», а через месяц ведомство главного художника города — тогда эту должность занимал Георгий Шереметьев — подготовило проект постановления правительства «Об обязательных отчислениях застройщиком, инвестором… средств на создание и установку архитектурно-художественных произведений в городской среде». То есть документ, регламентирующий, кто и сколько будет платить за эстетизацию городской среды. Кстати, при советской власти в строительных ГОСТах был такой пункт отчислений «на красоту» — около одного процента от суммы на капитальное строительство необходимо было тратить на оформление: дизайн интерьеров здания, декор фасадов и установку скульптуры. И этих средств тогда с лихвой хватало. В конце 2008 года правительству предлагалось установить обязательные отчисления для застройщиков в размере два процента, если это частный застройщик, и один процент, если строительство идет на бюджетные средства.

Альбомное
Потом наступил 2009 год, и в архитектурно-строительном ведомстве начались «тектонические сдвиги»: менялись председатели комитета, менялась структура, люди. Фактически была упразднена должность главного художника города — сейчас на этом посту никого нет.
— Я ждал, когда утрясутся все эти перестановки, — говорит Виктор Сиваков. — Понятно, что, пока чиновники крепко не усядутся в свои кресла, никто не будет подписывать никакие документы.
А потом Виктор Андреевич начал сильно беспокоиться: нужно уже было отчитываться перед губернатором хоть о какой-то сделанной работе, а у него на руках — ровным счетом ничего. Адресная программа ушла в КГА и не вернулась — о ней не было никаких сведений. Большие красочные альбомы с авторскими подписями и печатями РАХФ, которые Сиваков сделал и для Шереметьева, и для нового председателя КГА госпожи Киселевой (в них были представлены 13 авторских предложений), тоже сгинули в недрах КГА — и все без ответа и какой бы то ни было реакции со стороны чиновников.
Тогда Виктор Сиваков написал на имя госпожи Киселевой официальное заявление с просьбой заключить наконец с ним договор и оплатить работу — изготовление таких архитектурных предложений, какие сделал он и его группа, стоит денег. Но в ответ получил из КГА категорический отказ: мол, никаких договорных отношений у нас с вами нет и не будет, и денег никаких не заплатим! А еще через некоторое время Сиваков с удивлением узнал, что чиновники КГА… отчитались перед губернатором о проведенной работе по созданию адресной программы «Каждому дому — свое лицо». Угадайте с трех раз, чем отчитывались чиновники? Правильно, теми самыми альбомами, которые передал чиновникам автор программы Виктор Сиваков, — только со всех страниц альбома странным образом исчезли упоминания о настоящем авторе и РАХФ.

Стая коллег
— Наверное, я сам виноват, — Виктор Сиваков закрывает альбом и убирает его в ящик. Сейчас, кстати, РАХФ вынужден переезжать из маленького офиса в центре города в другое место, где аренда намного дешевле: из-за пролета, в которые КГА отправил своих коллег — архитекторов и художников, — фонд вынужден потуже затянуть пояс. — Конечно, нужно было брать расписки, когда я передавал альбомы, а когда обсуждал будущую работу — надо было сразу устанавливать сугубо договорные отношения. Но я не ждал такого подвоха, мне и в голову не приходило, что коллеги, с которыми я десятилетиями работал бок о бок, могут так бортануть!
Как рассказал Виктор Сиваков, в одном из своих недавних интервью главный архитектор Петербурга господин Митюрев заявил, что, мол, у него, у господина Сивакова, есть полное право участвовать в конкурсе, который собирается объявить КГА на реализацию программы «Каждому дому — свое лицо».
— Здрасте! Я ее придумал, а теперь город объявляет ее своей — и я должен у города отбивать свою же работу! — возмущается Сиваков. — Зачем нужен конкурс, если у программы есть автор? Да, программу можно и нужно обсуждать, там не все однозначно и бесспорно, но у нее есть автор!
Кроме того, господин Митюрев заявлял, что те места, которые авторы программы предлагают для оформления, якобы уже застроены. Но Сиваков — член Градостроительного совета, и он точно знает, что они свободны: ни одно предложение по этим территориям не обсуждалось на совете.
— Адвокаты в один голос говорят, что у моего дела есть однозначная перспектива, — говорит Виктор Сиваков. — У меня есть все доказательства того, что фактически чиновники пытаются нарушить мои авторские права. Так что, мне теперь с ними судиться?
«Новая» будет следить за развитием ситуации вокруг истории с программой «Каждому дому — свое лицо». Сейчас господин Митюрев находятся в отпуске, на следующей неделе этот отпуск завершается, и газета просит ведомство главного архитектора считать данную публикацию официальным запросом и ждет на нее ответ.

Наталья ШКУРЕНОК
Карикатура Виктора БОГОРАДА


Справка «Новой»
Виктор Сиваков — директор Регионального архитектурно-художественного фонда, заслуженный художник России. Художники фонда выполнили более двухсот проектов. Среди них проект благоустройства центральных улиц Петербурга и прилегающих к ним дворовых территорий: Больших проспектов Васильевского острова и Петроградской стороны, Ивановской улицы в Невском районе. Ими установлен бюст А. Д. Меншикова перед Меншиковским дворцом, скульптурная композиция «Василий-бомбардир» на 7-й линии Васильевского острова, «Фотограф» на Малой Садовой, «Организатор», «Слепой» и «Три ангела» на Большой Московской улице, «Гребец» на берегу Суздальского озера. Среди первых проектов фонда было создание декоративно-пластического оформления Ушаковской развязки в Приморском районе. Руками этих мастеров созданы мемориальный комплекс «Морякам АПРК «Курск» и обелиск «Бойцам ОМОН» на Серафимовском кладбище. В 2002 году РАХФ открыл памятник «Женщинам-блокадницам, бойцам МПВО» на Кронверкской улице, в первой декаде августа в Кировском районе будет установлен созданный на средства Министерства обороны памятник сотрудникам подразделений особого риска. Виктор Сиваков — автор памятника той самой доброй собаке — бездомному псу Гаврюше, который так полюбился обитателям дворов на Малой Садовой, а теперь переехал на улицу Правды.