Материалы петербургской редакции доступны на сайте федеральной «Новой газеты»

«любите меня, пожалуйста»

1 ноября 2010 10:00

«Я отдаю себе отчет в том, что это никоим образом не киноискусство, это публицистика, политическая агитка, — говорит автор картины Валерий Балаян. — Но я и не хотел делать глубокое аналитическое исследование. Я хотел просто показать эту изнанку нашей реальности, заставить людей говорить о ней и думать. По данным некоторых исследований, в России живет до половины всех нацистов мира. 15 тысяч — только в одном Петербурге. Данные, что за наци стоят спецслужбы, к сожалению, находят подтверждение. Сто человек в год в Москве убивают на национальной почве — труп каждые три дня! Когда пристально начинаешь вглядываться в эту реальность, становится страшно…» Рассказ об Анастасии Бабуровой, журналистке «Новой газеты», убитой в январе 2009 года вместе с адвокатом-антифашистом Станиславом Маркеловым. О ее детстве, становлении, смерти; и о тех, кто причинил ей смерть — фильм «Любите меня, пожалуйста» был показан в прошлый четверг в пресс-клубе «Зеленая лампа» в рамках проекта «Фронтлайн».

— яркий, эмоциональный, страшный фильм о жизни и смерти Анастасии Бабуровой



— Мы живем в двух параллельных мирах, которые практически не пересекаются. Мир фальшивый, созданный телепропагандой, и мир реальный — неприглядный, пугающий, — говорил Юрий Бурцев, координатор проекта «Фронтлайн» в России, во вступительном слове перед показом. — Мир, в котором есть в том числе настоящие нацисты, не стесняющиеся своего нацизма. Наша задача — «Фронтлайна», да и всех людей доброй воли — вернуться в тот единый настоящий мир, видеть реальность такой, какая она есть.
Главные герои фильма — родители Насти. «Советские», как называет их Валерий Балаян, интеллигенты, живущие в Севастополе. Когда был выбор, учиться их дочери в США или в Москве, они, «конечно же», выбрали Москву…
Смерть дочери — та цена, которую они заплатили, чтобы выйти из параллельного мира в настоящий. Целый год после убийства Анастасии они провели в интернете, изучая зло, с которым она боролась.
— Волосы дыбом становятся: оказывается, Россия уже фашистская страна!.. — говорит в фильме отец Насти. — Акции антифа разгоняют как могут, а фашистские не трогают… Если не остановить процесс развития фашизма, то Россия, с ее атомным оружием, будет страшнее фашистской Германии.
Необычным по нынешним временам кажется их уважение к жизненному выбору дочери:
— Мы гордимся тем, что Настя общалась со Станиславом Маркеловым, — уверяет ее мама. — Это был очень достойный человек. Жаль, она раньше ничего нам не рассказывала о том, чем занимается…
А занималась Настя Бабурова антифашистской деятельностью — работала журналистом, сначала в «Известиях», потом в «Новой газете», не просто описывая процессы над нацистами или антифашистские акции, но участвуя в них.
В фильме утверждается, что эта деятельность Анастасии не была случайным стечением обстоятельств, что это была взятая ею на себя миссия. Отсюда и главная мысль Валерия Балаяна: Настя не была случайной жертвой. Даже если убийца приходил только за жизнью Маркелова. Ее позиция, ее поступки — все вело к тому: яркое, острое, бескомпромиссное противостояние злу, которого зло не могло не заметить, не могло стерпеть…
Лучшее доказательство правоты автора в этом вопросе — та яростная кампания дискредитации погибшей, которая была развязана в рунете единомышленниками ее убийц. Существа с никнеймами, к которым неизменно присовокупляются кровожадные цифры 14, 18 или 88, заполняли все возможные форумы и блоги клеветой на убитую девушку: и журналисткой-то она не была, и интервью у Маркелова брала в момент убийства случайно…
Антигерои фильма — неонацисты — имеют в нем свой голос. Это ролики, плакаты, песни, взятые с их сайтов. Энергичные, жестокие, омерзительные.
— Мне приходилось спорить с антифа: они говорят, что в моем фильме я представил их слабаками, — говорит Валерий Балаян. — Что они не такие уж «белые и пушистые», что они могут противостоять наци силой. И что наци выглядят — даже слишком привлекательно… Что ж, каждый имеет право на свою точку зрения. Для меня главным было — всколыхнуть, разбудить зрителя, заставить его говорить, спорить на те темы, которых обычно так не хочется касаться.
Спор получился и после просмотра фильма в «Зеленой лампе». Кто-то говорил, что фильм «вредный», кто-то — что «все же полезный». Однако при всех разговорах о «брутальной привлекательности образа неонацистов в фильме» среди присутствовавших симпатии они ни у кого не вызвали.
Читатель сам легко сможет составить впечатление о работе Валерия Балаяна: его можно бесплатно скачать в интернете — например, на сайте rutracker.org.

Анджей БЕЛОВРАНИН