Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Телефабрика мыльных пузырей

10 февраля 2011 10:00

Решение о застройке территории Василеостровского трампарка принималось под лозунгом создания современного студийного комплекса, якобы жизненно необходимого Петербургу. Теперь, как выясняется, проект лишился своего локомотива — никакой телефабрики не будет. Львиную долю выделенного целевым назначением участка займут коммерческие объекты, а сооружение Дворца искусств возьмет на себя частно-государственное партнерство. Ожидаемый эффект предложенной схемы: приватизация прибыли и национализация убытков.

Маниловские планы ставят под угрозу существование старейшего трамвайного парка



Таким видится будущее Василеостровского трампарка архитекторам мастерской Михаила Мамошина и «Зобоки-Деметер»
Таким видится будущее Василеостровского трампарка архитекторам мастерской Михаила Мамошина и «Зобоки-Деметер»


Первый может стать последним
Трампарк на Среднем проспекте — старейший в Петербурге. Корпуса этого комплекса, признанного ярким образцом промышленной архитектуры, сооружались в рамках строительства первой очереди городского трамвая. В подлинных интерьерах старинных депо сберегалась и редкая коллекция Музея городского электрического транспорта — более полусотни подлинных трамваев и троллейбусов, возрожденных усилиями горстки энтузиастов.
Уникальность Василеостровского трампарка еще и в том, что это один из последних уцелевших комплексов такого рода.
— Еще недавно все дореволюционные трамвайные парки были под охраной, — вспоминает экс-заместитель председателя КГИОП Борис Кириков. — А нынче почти ничего не осталось. В свое время нас уговорили сдать трампарк в Дегтярном переулке под строительство комплекса «Невская ратуша», при условии, что это будет последняя уступка такого рода. И что же теперь? — возмущается эксперт.
А теперь КГИОП сдает и этот, переживший две революции, Гражданскую войну и блокаду, послевоенную разруху и лихие 90-е. Хотя еще в 2003 г. был разработан проект реставрации депо. Затем глава КГИОП Вера Дементьева рапортовала, что достигнута договоренность о включении этих реставрационных работ в план финансирования Министерства культуры РФ на 2006 год. Предполагалось, что по их завершении трампарк приспособят под центр современного искусства «Арт-депо».
Но уже в 2007-м планы изменились. К территории проявил интерес крупный венгерский инвестор — компания TriGranit, — выразивший желание соорудить здесь многофункциональный комплекс, аналогичный построенному им в Будапеште. С мультимедийным центром, оснащенными по последнему слову техники съемочными павильонами, современными концертными, театральными и выставочными залами. Будапештский проект снискал высокие награды и вполне оправдал себя экономически, став тем центром притяжения, вокруг которого довольно быстро сформировался новый престижный район. При пересадке венгерского опыта на российскую почву не учли лишь один нюанс — там современный город в городе вырос практически на пустом месте. У нас его предложили втиснуть в историческую застройку, не считаясь ни с логикой градостроительного развития, ни с имеющимися обременениями по части культурного наследия, ни с интересами жителей.

Из стен этого старейшего в  Петербурге депо в 1907 г. вышел на линию первый электрический трамвай
Из стен этого старейшего в Петербурге депо в 1907 г. вышел на линию первый электрический трамвай


Дикое поле
Венгерскому инвестору предложили эту территорию, словно чистое поле. Уже потом, побывав на месте, европейские бизнесмены были изумлены и, по их признанию, «очарованы» обнаруженным там ретрочудом. Шандор Демьян (председатель совета директоров TriGranit и главный его акционер) имеет репутацию ценителя прекрасного. Он утверждает, что TriGranit — первая в Европе компания по инвестициям в культуру. Его кредо — «строить современно, но с оглядкой на традиции и историю города». «Я очень люблю Петербург, и если бы мне выпало строить в этом городе, то я строил бы очень бережно, очень деликатно», — заверял господин Демьян в интервью Фонтанке.ру.
Не сомневался венгерский бизнесмен и в том, что предложенная им для Петербурга концепция учитывает все требования властей и пожелания жителей города. Сдается, такая уверенность была обеспечена лукавством недобросовестных информаторов из числа наших чиновников или российских партнеров господина Демьяна по этому проекту (ЗАО «Инвест-Строй»).
Представление этих планов на публичных слушаниях вызвало шквал народного негодования. Люди были возмущены перспективой ликвидации трампарка и рельсовых путей, что усугубит и без того тяжелую транспортную ситуацию на Васильевском, категорически возражали против ликвидации частей исторических депо, опасались за дальнейшую судьбу уникального музея, выражали недовольство чужеродностью представленной архитектуры. Не получили никакого ответа и обеспокоенные дальнейшей своей судьбой жители дома 79 по Среднему проспекту — предполагаемого к реконструкции или сносу. Хотя он, как всякое историческое здание постройки до 1917 года, по закону подлежит сохранению.
Депутат Алексей Ковалев составил и целый перечень других нарушений закона. Рассматриваемый квартал относится к территории ЗРЗ-2, где запрещен демонтаж исторических зданий — за исключением доказанной необратимой их аварийности. Но даже в этом случае они должны быть воссозданы, а проектом предусмотрен снос трех половинок старинных трамвайных ангаров с последующим «наползанием» на высвобожденное таким образом пятно части будущего Дворца искусств. КГИОП, идя навстречу пожеланиям заказчика, согласился с выводами оплаченной им экспертизы и изменил границы объекта культурного наследия — парадоксальным образом признав ценными лишь по половинке каждого депо.
— Это типичный пример липовой, заказной экспертизы, — полагает Борис Кириков.
И он, и ведущий специалист в области промышленной архитектуры Маргарита Штиглиц убеждены: Василеостровский трампарк ценен своей цельностью, его необходимо сохранить как единый подлинный комплекс.
Еще одно любопытное обстоятельство выяснилось во время выездного заседания президиума петербургского ВООПИиК в мастерской архитектора Михаила Мамошина (она разрабатывает питерскую версию будапештского проекта, совместно с венгерской мастерской «Зобоки-Деметер»). В обсуждении принял участие и исполнительный директор ЗАО «Инвест-Строй» Семен Краснов. Депутат Ковалев поинтересовался, как понимает инвестор нынешний статус высвобождаемого от части «полусараев» пятна.
— Это уже не территория объекта культурного наследия, она освобождена от обременений, — ответил господин Краснов.
— То есть вы полагаете, что там можно будет строить что угодно, так вам в КГИОП объясняют?
— Да.
— Ничего подобного! Хочу вас предупредить, что и на нее распространяется режим ЗРЗ-2, никакого «чистого поля» тут нет, — восполнил Ковалев пробелы КГИОП в толковании законов об охране наследия.
По мнению депутата, разработанный проект планировки и межевания противоречит требованиям Градостроительного и Земельного кодексов РФ. Так, историческая территория трампарка рассекается на четыре новых участка, граница проходит через существующие здания, что недопустимо. Не решен вопрос об автопарковках и организации транспортного потока, возрастающего с сооружением такого крупного многофункционального центра. Равно как и судьба Музея городского транспорта. Инвестор обещает предусмотреть его сохранение на территории трампарка, но пока это лишь декларация, юридически никак не подкрепленная. Кроме того, для полноценного существования уникальных движущихся экспонатов необходимо сохранить трамвайные пути, радиус и выезд на проспект.
Эксперты приветствовали готовность к диалогу, выказанную архитектором Мамошиным и представителями инвестора. По мнению Алексея Ковалева, компромисс возможен. Как вариант — изменение проекта, предполагающее увеличение застройки близ 24-й линии, на месте ликвидированной автобазы. Это позволит развивать территорию как общественный центр, вместив заявленные новые объекты, при этом учтя исторический аспект и не нарушая действующие законы.

Вершки и корешки
Участок на Среднем проспекте Васильевского острова площадью почти 8 га был предоставлен компании «ТелеГрад» (дочерней структуре венгерского холдинга TriGranit) целевым назначением. Объясняя причины проявленной щедрости, Смольный ссылался на якобы испытываемую городом острую нехватку студийных площадей, которую-де и восполнит добрый венгерский инвестор, подарив Петербургу современную телефабрику и театрально-концертный комплекс в придачу. Ну а чтобы как-то оправдать затраты, построит на том же участке ряд коммерческих объектов: гостиницы, бизнес-центры и прочая.
Хотя, по оценкам участников медиарынка, никакой нужды город в новых съемочных студиях не испытывал, более того — не мог переварить уже имеющиеся.
За прошедшее время первоначальная концепция претерпела существенные изменения. Локомотив проекта — та самая телефабрика — испарился вовсе. Участок оказался поделен на три неравные части: две боковые отдаются под сугубо коммерческие цели, а скромная серединка, обремененная объектами культурного наследия (здания депо трампарка) отводится под Дворец искусств. На него отводится 34 800 кв. м, а на коммерческую составляющую — гостиницы, бизнес-центры и апартамент-отели — 126 200 кв. м, то есть почти вчетверо больше.
Будет ли Дворец искусств строить тот же венгерский инвестор — станет известно по завершении объявленного городским правительством конкурса. Но почему он уже оделен землей под сопутствующую «целевому назначению» коммерческую застройку, когда изначально заявленная цель — телефабрика — канула в небытие?
Востребованность возводимых на Васильевском острове новых офисов и отелей вызывает большие сомнения. Ведь уже имеющиеся в избытке бизнес-центры испытывают серьезные проблемы с заполнением. Едва ли оправданно здесь и расширение гостиничного бизнеса: островная специфика, помноженная на нерешенность задач нормального транспортного сообщения, охолаживает потенциальных клиентов. Добавленная к проекту новая функция — конгресс-центр — также оценивается экспертами скептически. Им непонятно, на чем основаны надежды инвестора переманить сюда Петербургский экономический форум и прочие знаковые мероприятия — при наличии «Ленэкспо» и с учетом заявленного Газпромом проекта «Экспофорум» на Пулковском шоссе.
Вынесенная на конкурс схема частно-государственного партнерства такова. Город — помимо предоставления земли — берет на себя подготовку участка, вынос инженерных коммуникаций, сооружение благоустроенной площади перед объектом. Инвестор разрабатывает проект, строит Дворец искусств и извлекает прибыль из его эксплуатации в течение одиннадцати лет. При этом город обязуется компенсировать ему все расходы на создание объекта и его содержание. Модель, весьма востребованная в современной России, позволяющая приватизировать прибыль и национализировать убытки.

Татьяна ЛИХАНОВА
Фото Марии Фоминой


Прощание с трамваем
(Публикуется впервые)

Прощай, трамвай, прошла твоя пора.
Ты вровень стал с ненужными вещами.
Тебе вчера лишь оды посвящали,
А нынче выгоняют со двора.
Прощай, трамвай, не надо лишних слов.
Ты в прошлое ушел. Не на тебе ли
Сквозь питерские черные метели
Летел навстречу смерти Гумилев?
На рубеже изменчивых времен
Не ты ли вызывал в сердцах стесненных
Церквей, большевиками разоренных,
Из детства возвращенный перезвон?
В блокадные лихие времена,
Будя людей неугомонным звоном,
Внушал ты горожанам истощенным —
Мы победим, и кончится война.
Прощай, трамвай, тебе уж не звенеть
По площадям и набережным старым.
Тебя автобус не заменит впредь,
Бензиновым чадящий перегаром.
Забуду ли мальчишеских времен
Былой азарт? По островам зеленым
Ты двигался к футбольным стадионам,
Обвешанный людьми со всех сторон.
В далекие студенческие дни
Ты неизменно доставлял нас к цели,
Через дожди, туманы и метели
Светили разноцветные огни.
Теперь к поре не возвратишься той,
Когда во тьму мы вглядывались зорко,
Где шла зеленоглазая «семерка»
И желтоглазый шел «двадцать шестой».
Прощай, трамвай, ты устарел давно.
С тобою завтра встретимся едва ли.
Те парки, где трамваи ночевали,
Распроданы теперь под казино.
Прощай, трамвай, скорее уезжай.
Твой звон я не услышу спозаранку.
Ты вытеснен сегодня за Гражданку,
За Купчино, за Охту, за Можай.
Прощай, трамвай, судьба твоя темна.
Мы оба — уходящие натуры,
Два персонажа той литературы,
Которая сегодня не нужна.

Александр ГОРОДНИЦКИЙ
18.11. 2010