Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Щебенка из памяти

7 апреля 2011 10:00

Плита, найденная на Б. Конюшенной улице

Вы считаете, что ходить по могильным плитам — это кощунство, и уверены, что никогда в жизни себе этого не позволяли? Не зарекайтесь…

«Смотри… не может быть…» — «Нет, это действительно надгробная плита…»
Молодая пара, пробиравшаяся в минувшую пятницу по Большой Конюшенной улице, где сейчас проводится реконструкция, остановилась в замешательстве, склонившись над плитой из черного базальта, где четко читались и имя, и даты жизни женщины, давно покинувший этот мир. Часть надгробия была отпилена — чтобы подогнать его под заданные размеры.


Плита, найденная на Б. Конюшенной улице


— При производстве работ на Большой Конюшенной улице были обнаружены фрагменты более десятка могильных плит — из них был выложен бордюр, — говорит начальник управления по связям с общественностью компании «Возрождение» Анна Медведева. — Некоторые носят следы «зачисток» — их перемещали с объекта на объект. В 30-е, 40-е, даже 80-е годы могильные плиты часто использовались при дорожных работах, и в нашей практике, увы, уже были такие находки.
По словам Медведевой, последняя реконструкция Большой Конюшенной улицы проводилась в 80-м году. Впрочем, Илья Попов — представитель Митрофаниевского союза, объединяющего потомков петербуржцев, погребенных в исторических некрополях, — вспоминает, что бордюр в ту пору не меняли, а только передвигали на новое место.
— Я запомнил это, потому что увидел, из чего он сделан, — говорит Попов. — Скорее всего, плиты были взяты с кладбищ, полностью или частично уничтоженных в 20–30-е годы — это мог быть и Митрофаниевский некрополь, и Тихвинский некрополь Александро-Невской лавры, и малые кладбища, такие как Фарфоровское.
Для справки: на бывшем Митрофа­ниевском кладбище похоронены деятели российской истории, культуры, науки, военные, около 200 священников (в том числе настоятели Казанского и Исаакиевского соборов). Здесь лежат двенадцать представителей рода Голицыных, Шереметевы, Толстые, адмирал Головнин, дважды совершивший кругосветное путешествие, и многие другие. В 1927 году кладбище было закрыто, надгробья снесли и частично утилизировали, а частично зарыли в землю. При этом часть могильных плит пустили на… ремонт Невского проспекта, где можно было увидеть надпись: «Сашеньке от папы».
…Хорошо помню, как в 80-е годы кто-то «позаботился» о благоустройстве нашего квартала у станции метро «Приморская» — одна из пешеходных дорожек была вымощена плитами. Мраморными плитами со Смоленского кладбища, на которых поначалу четко читались имена тех, кто когда-то под ними лежал, и годы жизни, и даже короткие эпитафии. Дорожка была удобная, многие пользовались ею, и надписи постепенно стирались. Через несколько лет провели новое мощение, и старые плиты были вывезены на переработку… или на свалку. В общем, история повторяется.
А какова будет судьба тех плит, которые нашли на Большой Конюшенной?
— По правилам мы должны передать «возвратный материал» — решетки, старое покрытие — обслуживающей организации. В данном случае такой организацией является ГУДП «Центр», плиты были вывезены на ее склады, — сообщила Медведева.
«Мы являемся организацией, подотчетной Комитету по благоустройству, поэтому вопросы, связанные с дальнейшей судьбой надгробных плит, может решить только городская администрация», — объяснили в ГУДП.
Находка на Большой Конюшенной была далеко не первой — казалось бы, уже можно было разработать порядок, определяющий, как надо поступать с найденными могильными памятниками. Но в пресс-службе Комитета по благоустройству сказали, что подобных документов нет.
— Мы давно настаиваем, чтобы на месте уничтоженного Митрофаниевского некрополя появился мемориальный парк, — говорит Илья Попов. — Пока удалось отстоять от застройки северную часть территории. Если идея будет реализована, в этом парке можно было бы сохранять память о людях, о которых не осталось иной памяти, кроме фрагментов надгробных плит. В любом случае дробить на щебень фрагменты могильных плит, сохранившие имена усопших, на наш взгляд, недопустимо…

Виктория РАБОТНОВА
Фото автора