Преступление без наказания
В «захвате» более 500 жилых домов в Кировском районе и переводе их в управление частной компании «Жилкомсервис № 2» (халтурная работа которой привела к гибели от падения глыбы льда шестилетнего Вани Завьялова) участвовали чиновники районной администрации. Вместо того, чтобы действовать в интересах города, они действовали в интересах этой компании, что является должностным преступлением. Но никакого наказания они не понесли, потому что уже уволены.
Такой ответ от губернатора Валентины Матвиенко и вице-губернатора Алексея Сергеева на просьбу о проверке работы Кировской администрации получил экс-депутат ЗакСа Михаил Амосов. Он задался вопросом: могли ли без участия чиновников дома таинственно перейти от принадлежащей городу компании «Жилкомсервис № 2 Кировского района» к ее частному клону?
По закону сменить управляющую компанию можно только на общем собрании собственников жилья. При этом во всех «захваченных» домах есть неприватизированные квартиры, и на собраниях от их имени голосует представитель администрации. То есть власть как минимум была в курсе происшедшего. А то и соучаствовала в нем. Присланные ответы подтверждают: активно соучаствовала.
Алексей Сергеев, в свою очередь, сообщил, что дома от государственного жилкомсервиса к частному перешли на основании протоколов собраний собственников. При этом за передачу голосовала и представитель администрации Галина Лысенко — ведущий инженер Жилищного агентства Кировского района. И голосовала не по своей инициативе, а по прямому указанию заместителя главы Кировской районной администрации Михаила Прозорова. Доля неприватизированных квартир в «перешедших» домах доходила до 45%, и понятно, что ее голос во многих случаях оказывался решающим.
«М. Ф. Прозоров действовал вопреки законным интересам ООО «Жилкомсервис № 2 Кировского района» в целях извлечения выгод и преимуществ для других юридических лиц», — пишет Сергеев. Точно так же он расценивает и действия гендиректора государственного Жилкомсервиса Константина Кротова.
Однако оба этих персонажа — уже бывшие: Прозоров был уволен в феврале 2010 года, Кротов — немного позднее. Оказывается, когда афера начала вскрываться, он срочно обратился за медицинской помощью и «длительный период времени находился на лечении».
Жилищный комитет городской администрации счел, что действия Прозорова и Кротова — должностное преступление, и не раз обращался в Городскую прокуратуру и ГУВД, прося провести проверку и рассмотреть вопрос о возбуждении против них уголовного дела. Но получил отказ: «за отсутствием признаков преступления».
«После направления письма к губернатору ко мне обратились жители Кировского района, — говорит Михаил Амосов, — и предоставили большое количество документов, из которых следует, что никаких собраний собственников не проводилось, а протоколы собраний подделаны. Как можно было «не усмотреть» в этом состава преступления? И почему увольнение чиновников означает уход от ответственности?»
Жители Кировского района многократно писали об истории с «захватом» своих домов во все инстанции — в прокуратуру, в милицию, в районную и городскую администрацию, и отовсюду получали ответы, что проведена проверка, все законно и нарушений нет.
Единственный человек, привлеченный на сегодня к ответственности за эту ситуацию, — это классический «стрелочник»: зам. директора ЖЭС № 3 частного Жилкомсервиса Маргарита Аникина. Но ее обвиняют лишь в том, что она не приняла нужных мер по очистке крыши злополучного дома № 28 по проспекту Стачек, с которого 13 января на Ваню Завьялова упала ледяная глыба.
Против Аникиной возбуждено уголовное дело по двум статьям УК, и, как сообщил «Новой» представитель Следственного комитета по Петербургу Сергей Капитонов, расследование близится к завершению, но пока обвинение предъявлено только Аникиной. Другие лица — в том числе Прозоров и Кротов — в обвинении не фигурируют.
Где сейчас трудится Константин Кротов, неизвестно. Зато известно, где трудится Михаил Прозоров, — в госкорпорации «Олимпстрой», возводящей олимпийские объекты к Сочи-2014. Бывший глава администрации Кировского района Андрей Филатов, по неподтвержденным данным, работает в дирекции по строительству Орловского тоннеля. Ну а Галина Лысенко продолжает работать в той же должности, и более того, продолжает участвовать в собраниях собственников как представитель администрации и «государственной доли» квартир.
Никаких претензий к ним всем у правоохранительных органов нет. Это означает, что история с «перехваченными» домами может повториться в любой момент где угодно, а виновные потом не понесут никакой ответственности.
Борис ВИШНЕВСКИЙ