Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Правосудие по-питерски

4 августа 2011 10:00

Традиционное протестное действие в центре Петербурга в минувший выходной обернулось нетрадиционными последствиями. Всего с митинга на Дворцовой площади и Невского проспекта полиция забрала около 60 человек.



Битый небитого несет
Активиста петербургского отделения незарегистрированной «Партии народной свободы» (ПАРНАС) 30-летнего кандидата наук Дмитрия Буракова полиция задержала на акции «Стратегия-31» у метро «Гостиный двор». Около двухсот человек 31 июля пытались провести тут сидячую акцию протеста. Усевшись перед торговым центром, оппозиционеры выкрикивали лозунги в поддержку 31-й статьи Конституции и ругали власть. Стражи порядка отдирали митингующих от асфальта и заносили в автобусы. Другие активисты тут же занимали их места под аплодисменты зрителей.
— Меня задержали за то, что я аплодировал, — рассказал «Новой» Дмитрий Бураков.
На глазах многочисленных свидетелей четыре омоновца схватили молодого человека и, крепко держа за руки и ноги, потащили в автозак. Сопротивляться он не мог. Тем не менее один сотрудник ОМОНа умудрился получить травму от Буракова.
— Видимо, я хлопал громче всех, — строит догадки кандидат технических наук, — поскольку двое полицейских подошли ко мне сзади, повалили на землю, затем подбежала еще пара, схватили за ноги и потащили. Я даже не разглядел их лиц — было не до того, старался только не биться головой об асфальт. Вдруг почувствовал, как что-то задел правой ногой, и тут же услышал радостный возглас: «Ура — он ударил в челюсть! Это уже уголовка — вяжем его!»
Дмитрия погрузили в автомобиль и доставили в 27-й отдел полиции.

Кто охотник, кто добыча?
В питерской полиции разошлись в оценках произошедшего.
— Получивший ногой в челюсть полицейский серьезно не пострадал и продолжил выполнять свои обязанности по наведению порядка, — вечером 31 июля сообщил начальник пресс-службы ГУВД Петербурга и Ленобласти Вячеслав Степченко.
Однако уже утром 1 августа официальный представитель ГУВД Петербурга и Ленобласти Елена Суханова заявила «Новой»:
— Сотрудник, которому был нанесен удар в челюсть, с тяжелой травмой находится на лечении в больнице. Для его обидчика сейчас избирается мера пресечения.
В главке также отметили, что весь инцидент зафиксирован на видео. По утверждению правоохранительных органов, он не был случайностью. Они расценивают действия обвиняемого как преднамеренное нападение на сотрудника правоохранительных органов и сопротивление при задержании.
Буракова в тот же день, 1 августа, доставили в мировой суд, где осудили за административные нарушения: неповиновение законным требованиям сотрудников правоохранительных органов (ст. 19.3 КоАП) и нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации (ст. 20.2 КоАП). Затем у оппозиционера изъяли документы, в том числе паспорт, и взяли с него обязательство явиться по первому требованию в полицию.
Как сообщили «Новой» в ГУВД Петербурга и Ленобласти, сегодня решается вопрос о возбуждении в отношении Дмитрия Буракова уголовного дела по ст. 318 УК РФ «Применение насилия в отношении представителя власти», грозящей лишением свободы на срок до пяти лет.


А тот и ныне там
Уголовное преследование молодого человека организовали в считанные часы, невзирая на то, что вина его далеко не безусловна. Рано рассуждать — будет ли она доказана в суде, но полицейские уже настаивают на преднамеренности поступка задержанного и необходимости сурового наказания для него.
Между тем ровно год назад — 31 июля и ровно на том же месте — у Гостиного двора отличился сотрудник полка ППСМ при ГУВД Петербурга Вадим Бойко, прославившийся как «жемчужный прапорщик».
Хотя видеозаписи, подтверждающие его вину, тоже были с самого начала, правоохранительным органам они не помогли. Около двух месяцев руководство ГУВД искало в своих рядах «жемчужного прапорщика» и… не нашло. С этим справилась прокуратура, осенью прошлого года по жалобам потерпевших уголовное дело в отношении Бойко возбудили. К весне 2011 года оно дошло до суда. Правда, за время следствия суть дела перевернули с ног на голову.
Обвиненный в противоправных действиях и превышении должностных полномочий во время разгона митинга оппозиции Вадим Бойко 11 июля в процессе стал вовсе отрицать, что когда-либо обзывал протестующих «хорьками». На вопрос судьи «жемчужный прапорщик» ответил: «Обращение адресовалось не собравшимся у Гостиного двора, там хорьков не было, имело место отвлеченное высказывание о животных». Бойко подтвердил, что узнает себя на видеозаписи, но пострадавшего Дмитрия Семенова он не бил, «просто рука дернулась», спецсредств не применял — «дубинка вылетела из рук сама». Потерпевшую Светлану Павлушину за волосы не таскал — «лишь пытался подтолкнуть ее к автозаку, рука непроизвольно соскользнула, случайно зацепилась за женские волосы и автоматически произвела какие-то движения». Эдуарда Балагурова милиционер опять же не трогал — внезапно стал падать и, хватаясь за мужчину, пытался удержаться на ногах. Судебное заседание, назначенное на 21 июля, вновь отложилось: защита обвиняемого заявила ходатайство о возвращении дела в прокуратуру на доследование.
Интересно: как скоро предстанет перед судом Дмитрий Бураков?

Нина ПЕТЛЯНОВА