Ошибка 404
Текст, который мы публикуем ниже, написан для интернет-газеты «Фонтанка» и провисел на сайте издания не более трех часов. После чего был удален. Но вовсе не по профессиональным причинам. Работа, которую сделала Александра Гармажапова, вызывает уважение. Она написала репортаж с мероприятия, на которое больше не сумел попасть ни один корреспондент. Однако под давлением Смольного текст исчез с сайта, а на удаленной странице красуется «ошибка 404». После того как Саша опубликовала его в vkontakte и facebook, ей пришлось уйти из издания.
По ее словам, в материале нет ничего, о чем люди и так не догадывались бы: чиновники, чтобы обеспечить «правильный» результат на выборах, давят на бизнесменов и стариков. «На примере подготовки к тайным выборам Матвиенко в МО «Красненькая речка», — говорит Александра, — я хотела показать, с помощью каких неопрятных технологий губернатор Петербурга переместится в кресло третьего человека в государстве». За несколько дней текст был растиражирован в социальных сетях, но мы все же решили его опубликовать. Описанные факты достойны того, чтобы о них узнало как можно больше людей.
Округ «Красненькая речка», в котором баллотируется Валентина Матвиенко, «вытянул удачный лотерейный билет» и готов «реализовать федеральное политическое задание», уверен глава Кировского района Алексей Кондрашов. Для него стратегически важно провести «спокойные выборы» и обеспечить «максимальную явку».
Ситуация осложняется тем, что 21 августа — выходной: многие уезжают на дачу, а некоторые и вовсе не вернулись из отпусков. Необходимо, считают в районной администрации, заставить людей остаться в городе. Руководителям ТРК «Континент», строительного гипермаркета «Максидом» и торгового центра «Французский бульвар» поручено разработать план развлекательных мероприятий, которые позволят привлечь максимальное количество потенциальных избирателей. Кроме того, предпринимателям наказано сообщать в дежурную службу администрации о попытках активистов «Справедливой России» распространить листовки, «чернящие Валентину Ивановну».
О том, что в администрации Кировского района состоится совещание, посвященное «выборам Матвиенко», мы узнали из письма доброжелателя. «На закрытое заседание приглашены директора торговых зон», — говорилось в анонимке.
Я заготовила легенду о хозяйке продовольственного магазина, пославшей подчиненную послушать, что скажут, и отправилась в администрацию. На входе запутала охранника, сказав, что иду в трудовую инспекцию. Поднявшись на второй этаж, я свернула в зал, где на столах лежали плакаты «Единой России», анонсирующие товарищеский футбольный матч. В помещении в ожидании сидели пенсионеры и люди средних лет.
Плюхнувшись на стул во втором ряду, я спросила у соседа, правда ли, что здесь собрались предприниматели. Он недовольно кивнул и уткнулся в газету.
Достав блокнот и убедившись, что вокруг немало людей, готовых конспектировать, стала дожидаться начала совещания, однако не успела я почувствовать себя Анной Чапман, как ко мне подлетела дама в коричневом деловом костюме, чтобы поинтересоваться, откуда я.
— ЧП Коваленко, — предчувствуя разоблачение, неловко произнесла я.
— 30-й округ? — уточнила собеседница и подозрительно спросила: — Хм, а где находится магазин?
— Где-то на Стачек... Хозяйка сказала, чтобы я сюда пришла. А я что? Торгую только, — я стала входить в роль.
— Тогда повесьте в своем магазине это, — спокойнее сказала она, вручая мне плакат «Единой России». — Он же продовольственный, правильно понимаю?
— Да-да, — закивала я, жадно хватая плакат.
Спустя минуты две я снова увидела перед собой коричневый костюм:
— И все-таки как зовут Коваленко?
— Светлана Сергеевна, — выпалила я и, изобразив на лице вселенскую тоску, углубилась в чтение брошюры о борщевике.
В этот момент в зал вошел глава Кировского района Алексей Кондрашов. Он был предельно конкретен — Матвиенко, чтобы продолжить работу в Совфеде, нужно получить мандат муниципального депутата, газеты все читают и, наверное, знают, что Валентина Ивановна баллотируется в МО «Красненькая речка», который, по мнению чиновника, «вытянул удачный лотерейный билет». Нужна максимальная явка, ведь если на выборы придет 10% избирателей — это будет выглядеть смешно. Необходимо заставить людей остаться в выходные в городе! Проводить ярмарки выходного дня, культурно-массовые мероприятия, дни здоровья, акции, лотереи, бесплатные обеды для ветеранов. Не таких больших денег это стоит — все окупится. «Максидом», «Континент», «Бульвар», до среды ждем ваши предложения — направляйте их в орготдел».
Кондрашов обозначил выборы Матвиенко как «реализацию федерального политического задания».
— Если кто-то категорически против и скажет: «Нет, я за «Справедливую Россию», — с сарказмом произнес он, окидывая взглядом присутствующих. — Вы знаете, наверное, отношение к сложившейся ситуации Миронова и Оксаны Генриховны, которые занимаются грязным пиаром, необоснованной критикой?»
Царила тишина, и чиновник продолжил: «До среды составьте списки своих работников, проживающих в Кировском районе. Укажите их ФИО, место регистрации. Такие списки все равно пригодятся на выборах в Госдуму и президентских. С этими людьми придется еще поработать. Чтобы передать списки, нужно связаться с Натальей Сергеевной. Запишите ее номер: 966-01-81».
Возвращаясь к теме «эсеров», которые могут «раздавать листовки, чернящие губернатора и дискредитирующие правительство города», Кондрашов призвал «пресекать такие мероприятия»: отклеивать, звонить в дежурную службу райадминистрации (252-00-21) и обращаться в полицию.
— Вы сидите как на партсобрании, — попытался расшевелить присутствующих он.
— Скажете потом, что я как Пиночет.
Общество жителей блокадного Ленинграда отчиталось, что занимается обзвоном членов организации. Пожилая женщина посетовала, что «народу мало», много лежачих, и посоветовала расклеить на парадных объявления с сообщением, когда пройдут выборы. Общества инвалидов и детей войны продемонстрировали боевой настрой, ведь у них, если верить выступавшим, «все как один придут голосовать за Матвиенко семьями».
Предприниматели отделались легко — минут за пятнадцать. Пожилым общественникам пришлось выслушать еще и наставления специалиста соцотдела Марины Леонидовны Филипповой — женщины энергичной, с ходу заявившей, что Валентина Матвиенко оказала честь МО «Красненькая речка» и теперь важно, соревнуясь с МО «Петровский», «не ударить в грязь»! Ведь в «макаровском» округе 3 тысячи человек, которых «под ружье точно приведут». «Дело чести района победить Петроградский! Нам поставили серьезную задачу!» — включила она все свое обаяние.
— Необходимо по максимуму привести людей, ведь если люди придут, то они будут голосовать не за какую-то эфемерную Марину Леонидовну, а за Валентину Ивановну, — бодро заметила она.
— С 2 августа, как выписалась из больницы, обзваниваю, — похвасталась бабушка с добрым лицом.
— Не надо просто обзванивать, — отрезала госслужащая. — Мне нужен результат! Все знают, что, если нужно, я позвоню 33 раза. Меня муж скоро из дома выгонит, потому что я все время по телефону говорю.
Чиновница строго наказала: за четыре дня до голосования сделать контрольный звонок. Филиппова заметила, что оплачивать работу «операторов» вряд ли кто-то будет («это гражданская обязанность!»), если только «отблагодарят». Как именно, она не уточнила.
— Я приду сама и своего мужа приведу, чего бы мне это ни стоило, — горячилась она. — Если вы уезжаете на дачу, как хотите, активизируйте людей. Звоните им и говорите: «У нас выборы! Придите, иначе нашу организацию расформируют, потому что мы плохо работаем!»
Филиппова продолжала сыпать профессиональными уловками, советуя вытаскивать людей, рассказывая им, например, что «в «Максидоме» будут раздавать купоны на 10%-ную скидку, и заодно добавлять: «Кстати, хорошо бы вы пришли на выборы». Позже госслужащая пообещала продиктовать весь список культурно-развлекательных мероприятий, на которые можно ссылаться в разговоре с активистами.
— Оставляйте им свои мобильные телефоны. После того как проголосуют, пусть отзвонятся. По каждому округу назначьте дежурного. Заранее составьте списки тех, кто заявил о своей готовности прийти на участок, — консультировала она.
Общественная организация, по глубокому убеждению Филипповой, «работа», ведь «обычная бабушка сейчас пьет кофе дома, а вы с 10 утра уже в администрации».
— Не хочет председатель работать? Пере-изберем! Детей войны и так до фига и больше! — не особенно церемонилась она. — Общество слепых, вас всего 20 человек! Чтобы каждый проголосовал — с дачи, не с дачи. Не важно!
Не обойдется кампания в МО «Красненькая речка», если верить Филипповой, и без продуктовых наборов: их раздача стартует 15 августа. Следующее рандеву ветеранов с госслужащей назначено на 16 августа.
— Вам правда нравится Матвиенко? — спросила я у пожилого мужчины, взгляд которого был особенно грустным.
— Нет, — он помотал головой. — Просто я хочу, чтобы она поскорее ушла из нашего города. Обзванивая людей, так и говорю, а мне отвечают: «Как же здорово ты придумал!» Я помню мальчика, которого убило глыбой льда.
— Да, это было ужасно! Совсем маленький... Еще никому ничего не сделал, — присоединилась к беседе седая женщина, однако, поняв, что сболтнула лишнее, поспешно ретировалась.