Дорога без жизни
Похоже, что создатели новой железной дороги на Карельском перешейке взяли себе девиз «Никого не оставить равнодушным». Действительно, стоит заговорить об организации движения грузового транспорта к портам Финского залива через Лосево и Каменногорск — и обитатели этих мест на эмоции не скупятся. Жаль только, что это в основном злость с примесью отчаяния. Во время пресс-тура, организованного «Зеленой лампой», журналистам удалось побывать лишь в нескольких горячих точках, которые затрагивает будущая дорога, — и каждый раз оказывалось, что строительство или полностью разрушит, или как минимум порядком осложнит жизнь людей.
Строительство моста через Лосевскую протоку рядом со старым железнодорожным мостом
Неприличное слово
Организация перевозки нефти и угля к Приморску и Высоцку по новой железнодорожной линии — лишь часть большого инвестиционного проекта. Он был создан, чтобы пустить между Петербургом и Хельсинки поезд «Аллегро». Строить специальную ветку для скоростного поезда властям показалось не с руки — поэтому предпочли просто убрать с имеющейся дороги на Выборг грузовые составы, при этом пустив их по нелепому и дорогостоящему пути: через Лосево и Каменногорск.
Этот проект состоит из трех частей: обновление двух имеющихся дорог (Сосново — Лосево и Каменногорск — Выборг; заказчик обоих — ОАО «РЖД»), а также строительство новой через самый центр Карельского перешейка (Лосево — Каменногорск, заказчиком выступает «Единая группа заказчика» (ЕГЗ) при Федеральном агентстве железнодорожного транспорта (ФАЖТ)).
Главная проблема этой затеи в том, что это федеральный проект. А значит, все делается быстро и абы как. — Так как проект федеральный, правительство Ленобласти имеет к нему опосредованное отношение, — говорит Денис Крылов, член Общественного экологического совета при губернаторе Ленобласти. Он возглавляет комиссию, созданную год назад при совете специально для разрешения проблем строящейся железной дороги. — Мы провели расследование и выяснили, что работы велись без необходимых документов, в частности, без обязательной оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС). Мы написали аналитическую записку губернатору, и Сердюков встречался с министром транспорта, потом было совещание в правительстве, на котором эти вопросы были решены. В частности, провели ОВОС.
По закону, правда, ОВОС и материалы общественных слушаний по ней передаются в Главгосэкспертизу, чтобы та вынесла окончательное решение о проекте. В нашем случае госэкспертиза была пройдена задолго до написания ОВОС. На вопрос, законно ли делать такие вещи задним числом, господин Крылов ответил: — Недостающие документы были представлены на комиссию. Вопросы законности — не в нашей компетенции. — Будете ли вы направлять заявление тем органам, в чьей компетенции это находится? — Нет, не будем.
Их щедрость — отдавать чужое
Но проблемы с ОВОС — это лишь показатель отношения строителей к закону. Оценка проводится на деньги заказчика строительства, а значит, и результаты ее, как показывает российская практика, редко с интересами заказчика расходятся. Поэтому даже будь ОВОС сделана вовремя, судьбу дороги это не изменило бы.
Другое дело градостроительные планы, которые, как и ОВОС, не были своевременно предоставлены на госэкспертизу и были частично сделаны задним числом, а частично не сделаны до сих пор.
Как должно быть по закону, прописано в Градостроительном кодексе: прежде всего заказчик должен получить под строительство землю (причем проект межевания проходит общественные слушания). Потом можно начинать проектирование. Далее проект проходит вторые общественные слушания (и может быть оспорен в судебном порядке, если вторгается в сферу чьих-либо интересов), и лишь затем госэкспертизу. Только тогда можно начинать строительство. Если последовательность нарушить, то неприятностей не оберешься.
С новой железной дорогой так и получилось. Все шиворот-навыворот — проектирование завершено, строительство уже вовсю идет, а часть землеотвода до сих пор не сделана. Причем земля, по которой, очевидно, должна пройти дорога (больше пройти ей негде), находится в частной собственности.
По словам Сергея Суковицкого, дом которого находится в деревне Варшко, всего в районе Варшко — Лосево под насыпь попадает 44 частных домовладения. А если взять в расчет полосу отчуждения будущей дороги, которая по проекту составит 50 метров, то от поселков вообще мало что останется.
Пока что подрядчик строит в полосе отвода существующей однопутной дороги, но уже заканчивает возводить опоры нового моста через Лосевскую протоку. Чтобы продолжать строительство, ему нужно с двух сторон подвести к мосту хотя бы по 200 метров насыпи. И тут он буквально упирается в жилые дома, с хозяевами которых вопрос не просто не решен — он фактически даже не начинал решаться так, как требует закон.
Об этом свидетельствует постановление, вынесенное Приозерской администрацией, по которому четыре участка, находящихся в частной собственности (в том числе и принадлежащий Суковицкому), отдаются в аренду под строительство. Вдумайтесь — администрация просто предоставляет заказчику чужую землю, даже не подумав спросить ее владельцев! Узнав об этом, Суковицкий приехал к власть имущим с адвокатами, и… постановление быстренько отменили, потому что даже в нынешних судах доказать его законность было бы невозможно. — Ко мне обращались представители уполномоченного заказчиком ЗАО «Лимб» и предлагали от 600 тыс. до 2 млн за мой участок с домом, хотя, по оценке Росгосстраха, он стоит 10 млн, — говорит Сергей Суковицкий. — Последнее предложение мне сделали месяц назад. Между тем из-за того, что подрыли холм, на котором стоит дом, он пошел трещинами. — «Лимб» обращался, давал 2 млн. Это раза в четыре меньше реальной стоимости нашего дома, — возмущаются Наталья и Юрий Чистоделовы, жители Лосево. — Но главное — официально нам вообще ничего не говорили! Три года мы живем как подвешенные — гвоздя не вбить. Мы люди уже немолодые, хотели встретить в этом доме старость…
Информация о деятельности ЗАО «Лимб» удивила Дениса Крылова. — Еще год назад, когда к нам обратились активисты группы «Лосево в опасности», мы слышали о том, что людям звонят по ночам и чуть ли не угрожают, — рассказывает Денис Евгеньевич. — Конкретики не было, иначе было бы уголовное дело. Но, насколько я знаю, компании указали на необходимость соблюдения законности и проблема была решена. Правда, теперь я вижу, что она не решена. И те суммы, которые, как говорят жители, им предлагали за их дома в ЗАО «Лимб», действительно не соответствуют рыночной стоимости — хотя в проекте, насколько мне известно, заложен выкуп именно по рыночной стоимости.
«Новая» обратилась за комментарием к директору ЗАО «Лимб» Виктору Дронову. — Вся работа, которую мы ведем, производится на основе федеральных законов, полученную информацию мы передаем в ФАЖТ, — поясняет Виктор Иванович. — На данный момент работа закончена. Мы провели оценку 21 домовладения по Приозерскому району и трех — по Выборгскому (именно столько должно быть выкуплено в соответствии с проектом). Оценка земли, причем вместе со строениями, проводилась по рыночной стоимости. Предварительно мы сообщали владельцам, что их дома предполагаются к выкупу, но официальное извещение о нем готовит и рассылает ФАЖТ. Я не знаю, соглашались ли люди на ту сумму, в которую мы оценили их собственность. Думаю, что по-разному. Они, конечно, могут считать, что их земля стоит и миллиард, и два миллиарда, но есть методики, по которым считается стоимость. И лицензированные оценщики могут руководствоваться только существующими методиками. А чтобы мои сотрудники звонили по ночам… вообще-то по ночам люди спят, иначе они потом днем работать не смогут.
Пока очевидно, что жители не согласны с цифрами «Лимба»: ни по количеству домов, которые надо выкупать, потому что их затронет строительство новой дороги, ни по их стоимости. А значит, судебных разбирательств не избежать.
Илья Кочнов (справа), бывший егерь, и Петр Перминов (слева), инспектор Леноблохоты, обеспокоены судьбой орнитологического заказника, а также тем, как будут устроены нормальные проходы для диких зверей
Ни домов, ни озер, ни комбинатов
Следующая по остроте проблема дороги — Каменногорск. Его градообразующим предприятием является Каменногорский комбинат нерудных материалов (ККНМ), на котором работают 500 человек. Запасов сырья для него здесь хватит еще лет на пятьдесят, но предприятию грозит закрытие уже в 2013 году — когда начнется эксплуатация новой дороги. — Этой весной из ФАЖТ нам прислали официальные документы — нас информировали, что проект прошел госэкспертизу, — рассказывает Юрий Дорож, директор ККНМ. — По этому проекту железнодорожная линия идет по кромке нашего карьера, примерно там же, где и старая. Но если по старой ходили три поезда в сутки, то сейчас они будут ходить каждые 15 минут. А для того, чтобы проверить сохранность путей после каждого взрыва в карьере, нам нужно час-полтора — значит, взрывать вообще будет нельзя. Получается, треть карьера придется закрывать. Госзапасы будут списаны, хотя такого никогда во время СССР не делали. Отодвинем карьер, будем работать в узком промежутке. Соответственно, уровень рентабельности понизится. Нельзя исключить, что мы будем убыточны — и тогда комбинат либо закроется, либо придется сокращаться. Это выяснится окончательно через год-полтора после окончания строительства дороги. — Вопрос с ККНМ поднимался на совещании в правительстве РФ в прошлом году, и тогда нам сообщили, что проект изменен и что трасса железной дороги больше не попадает в зону разлета осколков комбината, — заявляет между тем Денис Крылов.
Что это — испорченный телефон или в Министерстве транспорта одна рука не знает, что делает другая? — У нас в Каменногорске уже трижды проводились различные слушания по новой железной дороге, — рассказывает Людмила Лукьянова, корреспондент «Выборгских ведомостей», — и на них выяснилось, что на картах проектировщиков вообще нет многих жилых домов; да что там домов — даже озера нет! Кроме того, мы узнали, что поезда собираются пустить уже в 2013 году, а доведение дороги до ума — строительство путепроводов, шумозащитных сооружений — планируется завершить лишь к 2020-му… Можно представить себе опасения жителей!
Когда слышать — мучение
Денис Крылов (слева) и Сергей Суковицкий (справа). Дом Сергея Суковицкого из деревни Варшко пошел трещинами из-за того, что строители дороги подрыли холм, на котором он стоит
СНТ «Аметист» соседствует с дорогой на этапе Сосново — Лосево. Именно напротив садоводства насыпь делает петлю, приближаясь к домам. При строительстве вырубили небольшой лесок, который раньше отделял садоводство от железной дороги и был естественным шумозащитным барьером. — Уже сейчас, когда электрички проходят по существующей дороге, шумно и очень трясет, — рассказывает Наталья, чей дом стоит в «Аметисте». — Когда грузовые — просто страшный грохот, приходится кричать, чтобы друг друга услышать. Как медик я могу утверждать: это означает, что шум превышает 90 децибел. Такой уровень шума вредно сказывается на здоровье: в частности, возможно обострение сердечнососудистых заболеваний. — При этом нам никаких шумозащитных сооружений не обещают, т. к. у нас не поселок, а садоводство — то есть якобы территория, предназначенная для временного проживания, — говорит Лев Марков, сосед Натальи. — Навалили кучу песка не выше насыпи — и говорят, что нам этого хватит. Смешно просто — ведь даже от шума электричек на старой дороге эта куча не спасает.
Из-за вибрации в новом доме Натальи от стен отошли оконные наличники. Мать маленького ребенка в случае, если иными методами в ближайшее время ничего сделать не удастся, собирается подавать на РЖД в суд.
Кроме того, ведущая в садоводство лесная дорога теперь разбита тяжелой техникой; а возят по ней песок из карьера всего в километре от поселка, площадь карьера уже 44 га. Законность как строительства карьера, так и использования муниципальной дороги вызывает у жителей и экологов большие сомнения — учитывая, что ранее строителей не раз ловили на подобных нарушениях. Это подтвердил и Денис Крылов. — Мы выяснили, что есть нарушения по карьерам, незаконным рубкам, несанкционированным свалкам, — говорит Денис Евгеньевич. — После этого, насколько было известно комиссии, нарушения были устранены. Чтобы определить, законны ли сейчас те или иные действия строителей, нам нужны обращения от жителей.
Сообщаем заинтересованным читателям, что рассказать об экологических нарушениях в Общественный экологический совет при губернаторе Ленобласти можно через сайт (http://eco-sovet.lenobl.ru/) или по телефону 492-99-30.
Незамеченные
Дом Лидии Калашниковой, жительницы поселка Ромашки, расположен в урочище Генеральский мост. Здесь 12 домов, в которых люди живут постоянно, и база отдыха. — Дорога пройдет очень близко от нас, перерезав единственный подъезд, который связывает нас с внешним миром, — рассказывает Лидия Васильевна. — Ни по поводу выкупа наших участков, ни просто с объяснением, где, что и как будет, никто к нам не обращался. Начальников не найти. Рабочие говорят, что три года только строить будут. А мы-то сюда переехали, чтобы пожить в тишине…
На 40-м километре новая ветка Лосево — Каменногорск пересекает поселок Озерское. В нем 22 дома, три из которых вроде бы должны идти под снос.
Петр Перминов, инспектор Леноблохоты, погорел три года назад. Начал ставить новый дом. А месяц назад оказалось, что тот попадает на территорию будущей железной дороги. — В начале октября из ЗАО «Лимб» звонили двум моим соседям, а потом и со мной связались из Каменногорской администрации, — рассказывает Петр Георгиевич. — Сказали, что будет какая-то компенсация, но сколько — не говорят. И никаких сроков не назвали.
Неподалеку от поселка находится орнитологический заказник Озеро Мелководное, на которое доступ запрещен круглый год. Уже несколько раз Петр Перминов заставал на озере рабочих со стройки — они ходят туда ловить рыбу. — Я их прогоняю, но они возвращаются, — объясняет Петр Георгиевич. — Писал сообщения, даже штраф на кого-то наложили в две тысячи… а толку?
Жители Озерского не раз обращались в Каменногорскую администрацию, но так и не смогли узнать толком ничего о будущей дороге. — Как будут организованы путепроводы, будут ли устроены очистные сооружения и нормальные проходы для диких зверей, которых в округе видимо-невидимо? — вопрошает Илья Кочнов, бывший егерь. — Главное, чего мы хотим, — чтобы нам рассказали толком, где и что будет. И чтобы дорогу, разбитую тяжелой техникой, починили, а то не проехать. — Очевидно, что заказчик всеми силами пытается закрепиться на объекте, чтобы получить бюджетное финансирование на следующий год: работы ведутся ударными темпами, — высказывает экспертное мнение Алексей Травин, эколог из «Зеленой волны». — Но не факт, что ему это удастся. Несмотря на уже причиненный Карельскому перешейку ущерб, точка невозврата еще не пройдена: отказаться от строительства сейчас все еще выгоднее и с социальной, и с экологической, и даже с экономической точки зрения, чем продолжать его во что бы то ни стало.
Еще 11 октября «Новая» отправила в ЕГЗ запрос, но ответа до сих пор нет. Мы постараемся информировать читателя о будущих новостях со «стройки века».
Анджей БЕЛОВРАНИН
Фото Михаила Масленникова