Культурный хапок
Вступая в должность главы Комитета по культуре, Дмитрий Месхиев пообещал придать новый импульс развитию вверенной ему сферы. По прошествии трех месяцев петербуржцам было предложено обсудить программу «Культурная столица», уже утвержденную к тому времени постановлением городского правительства. Имитация демократической процедуры не удалась — одни сочли бессмысленным обсуждать решенный вопрос, другие не увидели в документе ничего, кроме разбавленных демагогической жижей тезисов прошлогодних концепций.
Света из Иванова: «Мы стали более лучше одеваться».
Дмитрий Месхиев, председатель Комитета по культуре
Правительства Санкт-Петербурга: «Мы можем значительно много большее».
Тезис о том, что культура есть система осознанных самоограничений, нынешнему руководству явно не близок
Маленький гигант больших мероприятий
Свое видение путей развития петербургской культуры Дмитрий Месхиев попытался обозначить на первой пресс-конференции, данной им в качестве главы ведомства.
— Вас интересую я или культура? — еще на входе в зал полюбопытствовал председатель.
— Культура, — дружно заверили коллеги.
— Ой, как хорошо! — постарался выказать радость Дмитрий Дмитриевич и тут же заговорил о себе. Рассказал о своих плодотворных контактах с предыдущими руководителями ведомства. Припомнил, что некоторые газеты плохо писали о нем как о режиссере. — Зато, — дважды повторил господин Месхиев, — я неплохой продюсер.
Журналисты изрядно притомились в ожидании разговора по существу. Но в сухом осадке десятиминутного монолога обозначилась лишь одна установка: хочется всего самого большого. Своих оригинальных идей пока не сформировано, но есть решимость непременно «укрупнить» все наработанное прежней командой. У нас должен быть самый большой кинофестиваль, самый ослепительный и непременно международного уровня фестиваль фейерверков и крупнейший культурный форум, театральные и музейные петербургские премии надо сделать хотя бы общероссийскими, любые мероприятия — грандиозными и масштабными, а все это привлечет большие деньги и даст колоссальный доход. Тезис о том, что культура есть система осознанных самоограничений, нынешнему руководителю комитета явно не близок.
В своей тронной речи Дмитрий Месхиев 27 раз употребил слова, указывающие на выдающийся размер. Хотя всем известно — спросите хоть у доктора Щеглова, — не в этом вовсе залог успеха.
Тогда же, во время дебютного выхода к прессе, новый глава комитета сообщил: «Мы сейчас работаем над концепцией, не я! Работают умные люди…» Последняя ремарка не кажется столь бесспорной, когда знакомишься с представленной нынче стратегией развития сферы культуры.
Строго говоря, в значительной мере она представляет собой воспроизведение (местами дословно, целыми абзацами) Концепции, разработанной еще командой Антона Губанкова.
Та же декларируемая цель: «Создание условий для динамичного, инновационного развития сферы культуры в Санкт-Петербурге, укрепление и развитие бренда «Санкт-Петербург — культурная столица». Все те же десять основных направлений (формирование имиджа культуры как основного конкурентного преимущества Санкт-Петербурга, сохранение культурно-исторического наследия, развитие современного искусства, поддержка одаренных детей и продвижение талантливой молодежи, повышение уровня доступности культуры и прочая).
При списывании с прежней концепции не потрудились даже вымарать явно устаревшие положения. Например, одним из первых пунктов в перечне мероприятий, призванных обеспечить устойчивое развитие нашей культуры, по-прежнему значится строительство нового зоопарка (обозначены сроки ввода первой очереди: 2012–2013 гг.).
Хотя проект этот если и не похоронен, то основательно заморожен. Патрон Дмитрия Месхиева вице-губернатор Василий Кичеджи ранее уже объявил данный вопрос «до конца не проработанным, саму затею слишком дорогостоящей, возникли сомнения и относительно выбора места — Юнтоловского заказника. Поспешность, с которой господин Месхиев публично высказал свое некомпетентное мнение, наобум выбрав для нового зоопарка альтернативную площадку — Удельный парк, — едва не вызвала социальный взрыв, и губернатор вынужден был выступить со специальным заявлением, отделяющим частное мнение председателя Комитета по культуре от мнения правительства города. Эпизод этот, помимо всего прочего, продемонстрировал элементарную неграмотность главы комитета во вверенной ему сфере: Удельный парк является охраняемым государством уникальным памятником ландшафтной архитектуры, где недопустимо никакое новое строительство.
Тот же стиль принятия решений демонстрирует и его непосредственный руководитель Василий Кичеджи. Пообщавшись со Львом Додиным, вице-губернатор объявил: новое здание для МДТ — Театра Европы будет построено за ТЮЗом, у пересечения Звенигородской и Марата. Стартанем уже в этом году. И это ничего, что место новой застройки в историческом центре выбрали не градостроители, а режиссер и выпускник Института советской торговли, что мнением специалистов в сфере охраны наследия не поинтересовались вовсе и что бюджет на 2012 год уже сверстан. Только спустя несколько недель вице-губернатор созовет на специальное совещание руководителей профильных ведомств и заручится постфактум требуемым «одобрям-с».
Общественность же до сих пор остается в неведении относительно точной локации нового театра — то ли за комплексом «Нептун» (но там уже сформированы земельные участки под жилищное строительство), то ли на территории сквера, за сохранение которого ведутся нешуточные битвы с 2009 года.
Пожиратели культуры
Интересы учреждений культуры у нас вообще в последнее время все чаще вступают в конфликт с интересами ее самой. Русский музей, алчущий освоить побольше бюджетных средств, завершает превращение Летнего сада в собрание новоделов. Для Театра танца Бориса Эйфмана в рамках проекта «Набережная Европы» собираются возвести непомерно высокое здание, перекрывающее вид на Князь-Владимирский собор. Мало ему — на улице Лизы Чайкиной снесли здание бывшего кинематографа «Ассамблея», и на его месте, впритык к выходящему на Большую Пушкарскую памятнику деревянного зодчества, громоздится бетонная коробка Академии балета (репетиционные залы, учебные классы, административные помещения, общежитие, медицинский и спортивный комплексы, бассейн). Соседние исторические здания пошли трещинами. Библиотека Академии наук вот-вот обзаведется новым книгохранилищем — корпус из бетона и стекла прилепился к уцелевшему фрагменту первого Гостиного двора XVIII века, созданного по проекту Доменико Трезини и перестраивавшегося Карлом Росси. Для нужд не замеченной ни в какой градозащитной деятельности конторы — загадочного Санкт-Петербургского международного центра сохранения культурного наследия — реконструируется дом Трубецкого на ул. Чайковского, 29 (памятник федерального значения, а этот статус допускает только реставрацию). В рамках затеянных преобразований снесли второй этаж входящего в состав памятника корпуса по Друскенинкайскому переулку. Липовые охранители желают получить офисные помещения в дворовых флигелях, а в первом этаже старинного особняка разместить ресторан. Наступление на Александровский парк развивает новый проект группы компаний «Кино Сити» — подле театра «Балтийский дом» начато возведение шестизального кинокомплекса в комплекте с панорамным рестораном (уже рекламируется вид на Дворцовую набережную), бизнес-центром и крытой парковкой.
В то же время город расстался с одним из старейших кинотеатров на Невском — в «Колизее» прекратили крутить кино, теперь в знаменитом круглом зале, где до 1917-го экспонировалась панорама «Страдание Христа», пасторы «Благой вести» развернут свою битву за неокрепшие души. В репертуаре проповеди «Путь к славе», «Тайны плодовитости», «Жажда, приводящая к победе» в комплекте со «Смирением». А еще раньше почивший кинотеатр «Русь», где до недавнего времени обитали благовещатели, уступит место жилой застройке. Тем временем киноманы бьют тревогу: под угрозой «Родина», единственный в городе кинотеатр с внятной репертуарной политикой, где все еще показывают интеллектуальное кино, успешно реализуются проекты «Немое кино + живая музыка», Манхэттенский фестиваль короткометражек, фестиваль фильмов в жанре нуар и другие. Одним из первых кадровых решений Дмитрия Месхиева стало увольнение директора «Родины» Анастасии Караваевой, сумевшей доказать востребованность не только коммерческих фильмов — «Родина» ежегодно перевыполняет планы проката (только в прошлом году он был перевыполнен на 5 миллионов рублей). Где же тут логика успешного, как он сам себя позиционирует, менеджера Месхиева? Все просто. Дмитрий Дмитриевич давно вынашивает планы слияния «Родины» с Домом кино, что делит с ним одно здание (Дом кино принадлежит питерскому отделению Союза кинематографистов, возглавляемому Месхиевым) с последующим созданием подконтрольного ему семиэтажного «фестивального центра».
Такое решение, по мнению кинокритика Константина Шавловского, способно радикально изменить культурный климат в городе: политика поглощения и слияния убивает альтернативный кинопоказ.
— У «Родины» за последние годы сформировался свой зритель — это продвинутая молодежь, думающее студенчество. Если экология этого места нарушится, это будет очень большой потерей для города, — убежден Шавловский.
Но возглавляемому Месхиевым комитету (см. Программу) угрозы сохранению культурно-исторического наследия и традиций видятся совсем в другом, всему виной «снижение уровня просветительской работы с населением, направленной на воспитание любви и уважения к родному городу, на бережное отношение к культурным ценностям».
Меж тем у руководства культурного блока в приоритетах, похоже, совсем иные ценности. Характерен, например, объявленный подход к финансированию театров. Оценивать их будут как некие заведения, предоставляющие услуги населению. Критерий оценки — количество обслуженных, то бишь проданных билетов; сверяясь с этим показателем, и будут определять размеры госфинансирования. В общем, все как в хорошо знакомом вице-губернатору Кичеджи общепите (в разные годы Василий Николаевич возглавлял хозрасчетное предприятие вагонов-ресторанов, комбинат питания Челябинского тракторного завода). Надо ли объяснять, что такой подход понуждает театры потакать вкусам невзыскательной публики, гнать ширпотреб, творческий поиск становится просто опасным для жизни.
Почувствуйте разницу
Стоит ли удивляться, что наблюдение за реальной культурной политикой, а точнее, реализацией набора случайных волюнтаристских решений — никого не вдохновило на серьезное обсуждение предложенной комитетом стратегии «Культурная столица»?
Да и, строго говоря, анализировать там особенно нечего. Одни общие фразы. Никаких внятных обоснований, механизмов осуществления задуманного, лишь многочисленные ссылки на грядущие разработки тех или иных положений. Для сравнения: принятая Москвой культурная программа (200-страничный документ с приложениями) содержит: внятный анализ текущего состояния и ожидаемых результатов, показатели бюджетных ассигнований разных статей, комплекс мер государственного регулирования и управления рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей программы, предложения по развитию кадрового потенциала отрасли. Там, например, не просто декларируется необходимость сохранения наследия, а предлагаются конкретные пути: создание единых прозрачных правил определения историко-культурной ценности объектов, оформление охранных обязательств на каждый из них, разработка единых правил проведения ремонтных и реставрационных работ, установление четких требований к хозяйственной деятельности, проектированию и строительству в границах достопримечательных мест и зон охраны объектов культурного наследия. В Москве с 2012 года все владельцы исторических зданий обязаны страховать доставшиеся им объекты от разрушения (если собственник вовремя не проведет реставрацию или не сумеет сохранить объект, средства на реставрационные работы или воссоздание утраченного выделит страховая компания, она же затем будет взыскивать их с владельца). Но предусмотрены не только кнуты, но и пряники. Учреждения культуры полностью освобождаются от уплаты налога на имущество организаций, на землю. С бизнесменов, готовых взяться за находящиеся в удручающем состоянии исторические здания, арендную плату решено взимать только в первые годы, пока ведутся реставрационные работы. Привел памятник в порядок — на все последующие 43 года устанавливается символическая арендная плата в 1 рубль. Добросовестный пользователь получает приоритетное право приобрести объект на торгах. Положительно оценивают московские градозащитники всю теоретическую часть новой градостроительной политики столицы — и пересмотр генплана, и то, что теперь градостроительные планы предоставляются бесплатно; регламент выдается не Москомархитектурой, а Москомнаследием (приоритет сохранения старых зданий), а при воссоздании площадь нового объекта не может превышать площадь снесенного. Да, на практике там тоже не все так гладко, но это уже отдельная тема.
Составлению московской программы предшествовали социологические опросы, исследования, анализ состояния дел по районам — все эти данные можно увидеть в приложениях, где сколько клубов или кинотеатров, досуговых центров, выставочных залов, в чем нехватка. И о «воспитании любви к городу», необходимости просвещения масс там не только говорят. Успешно реализуется проект «Выход в город» — любой желающий, выйдя в интернет, может записаться на бесплатные экскурсии по Москве. Проводят их лучшие краеведы, увлеченные знатоки, преподаватели МАРХИ. Экскурсии авторские, захватывающе интересные, живые, 25 маршрутов разработано. И только за три месяца их посетили 20 тысяч человек. У нас же, для того чтобы раз в год (в Международный день защиты охраны памятников) попасть на организуемые КГИОП экскурсии по культурным объектам, до сих пор требовалось предварительно лично прийти в комитет и записаться, причем сделать это надлежало в первую половину рабочего дня.
Собственно, уже в сформированных целях программ очевидно принципиальное различие предлагаемых двумя столицами подходов: если Москва декларирует развитие культурного пространства и удовлетворение потребностей горожан в сфере культуры и искусства, повышение привлекательности учреждений культуры для жителей и гостей столицы, то Петербург сосредотачивается на продвижении бренда. Как говорится, почувствуйте разницу.
Татьяна ЛИХАНОВА
Фото Александра Петросяна