Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

В петербурге найден топор петра

5 мая 2003 10:00

Раритетная вещь хранится в первом и пока единственном на планете Музее инструмента, который открылся недавно на берегах Невы. Кроме того, в фондах новой экспозиции полно других не менее интересных экспонатов.





Хотя Музей инструмента открылся недавно, идея его создания появилась еще в декабре 1999 года. Сотрудники питерской компании «Проммашинструмент» провели тогда необычную акцию «С новым инструментом - в новый век!», в ходе которой покупатели могли поменять свои старые «дрели да отвертки» на современные. С тех пор посетители активно продолжают тащить в музей всякий «антикварный» инструмент. Одни хотят поменять его на новый, другие просто дарят. На сегодняшний день в музее собрано уже более 1000 самых разных экспонатов: от аршина из пальмового дерева до ручной газонокосилки из Германии.
- Порой приносили вещи, назначение которых было неизвестно даже их владельцам, - рассказывает директор музея Любовь Кириллова. - Один посетитель передал нам весьма необычный инструмент конца XIX века. Это была свернутая кольцом латунная лента, внутри которой были распложены две деревянные ручки и шкала в «wershkах». Оказалось, предназначена она для измерения размера головного убора. В те времена модно было помадить волосы, и покупателям приходилось выбирать шляпу без примерки, чтобы ее не испачкать. Продавец просто измерял головной убор, а показания на шкале указывали его размер.
Назначение большинства экспонатов куда более понятно, что, впрочем, не делает их менее интересными. Особого внимания заслуживает складной метр, выпущенный в 1942 году специально для саперов. Ошибки в работе подрывника, как известно, чреваты, и чтобы свести их к минимуму, на «линейке» помимо обычных сантиметров, содержится масса полезной информации. Можно узнать, например, сколько взрывчатки потребуется, чтобы превратить в руины железнодорожный мост, и какова ширина гусениц у разных танков. Имеются «советы бывалого»: как усилить пуленепробиваемость различных укреплений, каким образом рассчитать грузоподъемность плота, и какой толщины должен быть лед, чтобы по нему могла пройти бронетехника. Есть даже тактико-технические данные пулемета «Максим». Спрашивается, чего еще подрывнику для счастья нужно!
Еще одна гордость сотрудников музея - рубанок-шпунтубель известной английской марки Stanley, сделанный из палисандра в XIX веке. В те стародавние времена он с успехом заменял мастерам фрезерный станок. Меняя на рубанке ножи (а их в наборе 48 штук), можно было выстругать абсолютно любой профиль. В музей этот экспонат попал из реставрационной мастерской, где еще совсем недавно его использовали по прямому назначению.
- С момента своего появления многие инструменты заметно изменились, - рассказывает Любовь Кириллова. - У нас есть, скажем, очень старая дрель, работающая по принципу детского волчка. Сверло вращается, если двигать рукоятку вверх-вниз. Есть сверлильный станок с цепным приводом. Имеется в экспозиции музея и первая советская электродрель, выпущенная в Харькове в 30-е годы. Правда, называли ее «электросверлилкой». Буржуйское словечко «дрель» рабочие в те времена презирали.
А видели ли вы когда-нибудь бормашину с педальным, как у старых швейных машинок, приводом? Одного взгляда на нее достаточно, чтобы пожалеть о том, что во рту у тебя еще остались зубы. К счастью, этот жуткий агрегат предназначен всего лишь для граверных работ по металлу.
А чего стоят электрические ножницы, изготовленные трудовыми мастерскими НКВД им. Дзержинского, или станки для оправки бритв, которые еще лет 30 назад были у каждого брадобрея. Не говоря, о «разводках» для пилы и прочих «приспособах». Но даже на фоне столь уникальных экспонатов знаменитый топор Петра I заметно выделяется. Вопрос о его подлинности решить сегодня довольно сложно. Давно уже умерли люди, лично видевшие, как царь рубил окно в Европу. Да и документов, подтверждающих, что именно этим топором Петр Алексеевич все это проделал, не осталось. В одном ученые уверено точно: топор, выставленный в Музее инструментов, является ровесником Петербурга. А значит, его вполне мог держать в руках и сам царь-реформатор. Во всяком случае, специалисты не исключают такой возможности.
Пожалуй, главное отличие Музея инструмента от прочих - экспонаты здесь можно трогать руками, о чем имеется соответствующая надпись. А при желании можно и в деле их попробовать. Лишь топор Петра I хранится под стеклом. То ли не время сейчас рубить окна в Европу, то ли пора уже учиться в гости к соседям через дверь ходить, как цивилизованные люди.

Иван ЖУКОВ
Фото автора