Сплошные грабли
Роспотребнадзор измерил уровень шума в квартирах на Троицком поле (дом 12, корп. 2, по 3-му Рабфаковскому переулку), и, обнаружив значительное превышение нормы в ночное время, вынесла дирекции по строительству транспортного обхода (ДСТО) предписание: устранить нарушение и заплатить штраф 15 тыс. руб. Вместо исполнения предписания ДСТО обратилась в арбитражный суд и выиграла дело: судья Буткевич решила, что «не доказано, что превышение уровня шума вызвано транспортом, движущимся по КАДу, а не по Запорожской ул.». Тем, кто не бывал на Запорожской, сообщаем — движения транспорта на этой тупиковой улице, особенно в ночное время, практически нет. Зато прямо над головой и днем, и ночью по эстакаде КАДа летят тысячи автомобилей. Николай Боровков, представитель Роспотребнадзора, заявил, что решение арбитражного суда по поводу 3-го Рабфаковского уже обжаловано в вышестоящей инстанции.
История Рабфаковского переулка типична для ситуации с дорожным строительством в Петербурге. На ошибках, допущенных при строительстве КАДа, никто не учится. Теперь они повторяются на Западном скоростном диаметре. По словам президента Восточно-Европейской ассоциации акустиков Андрея Ахматова, трассы прокладываются так, что жизнь людей, оказавшихся в паре десятков метров от магистралей международного значения, превращается в ад.
Эксперты, собравшиеся в пресс-клубе «Зеленая лампа», говорили о том, что никакие экраны не защитят от шума, если человек живет близко к КАДу или ЗСД, особенно на верхних этажах многоэтажных зданий. Не помогает и шумозащитное остекление, потому что тогда приходится выбирать: либо тишина, либо воздух. Выходом из положения могли бы стать кондиционеры в квартирах за счет заказчика дороги, но их установка и обслуживание влетит в копеечку и добровольно этим никто заниматься не будет.
По словам Андрея Костюченко, инженера ЗАО «Петербургский НИПИград», ситуация усугубляется тем, что невозможно выяснить, какой комитет петербургского правительства отвечает за какие экраны, дорожные знаки и т. п.
— Необходим штаб из представителей комитетов по транспортной и транзитной политике, по благоустройству, чтобы они могли оперативно искать ответственных и при необходимости — виновных. Кроме того, необходимо на федеральном уровне внести изменения в Градостроительный кодекс, чтобы на стадии проектирования не допускать ошибок, которые приводят к ухудшению уровня жизни горожан.
— Сейчас строится ЗСД, но проблемы дороги, в том числе касающиеся шума, далеки от разрешения, — утверждает Ахматов. — Планируется, что на Васильевском острове трасса пройдет в выемке глубиной шесть метров, в непосредственной близости от жилой застройки. После окончания строительства никакие экраны и шумозащитное остекление не сделают эти дома и прилегающие территории пригодными для жизни.
Все, что могла возразить на это Евгения Кудрявцева, представитель проектировщика КАДа и ЗСД — «Петербург-Дорсервис», — интенсивность движения растет быстрее, чем они рассчитывали 10 лет назад при проектировке КАДа, а для защиты от шума есть только четыре способа: экраны, остекление, шумозащитное озеленение и земляные валы. Очевидно, что даже все вместе защитить дома от воздействия гигантских магистралей они не могут.
— А туннель… — развела руками Евгения Викторовна, — вы ведь знаете, какие у нас в городе проблемы с туннелями: с одной стороны, плывуны, с другой — очень сложная система подземных коммуникаций…
На вопрос корреспондента «Новой», почему нельзя поместить в туннель или, точнее говоря, в трубу опасные участки ЗСД и КАД, даже идущие по эстакаде, и накрыть крышей участок, который и так планируется углубить на 6 метров, Евгения Кудрявцева ответила искренним удивлением:
— Может, и можно. Хотя выглядеть это будет… С другой стороны, урбанистично. Но этот вариант никогда не рассматривался.
КСТАТИ
Автотранспорт создает на 80% территории крупных городов акустический дискомфорт, в результате которого нормы по уровню шума превышаются на 5–30 дБ (от 2 до 30 раз!). Доля людей, проживающих в таких условиях, от 20 до 60% населения городов.
Главный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко
Анджей БЕЛОВРАНИН
Фото Евгения КИРПИЧНИКОВА