Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Река сама залезает на стройку

5 апреля 2012 10:00

Недалеко от средневековой крепости Тиверск, на берегу Вуоксы, вырубается лес


Когда посреди леса или на берегу реки появляется очередная стройка, экологи уже знают, что будет дальше. Они начнут обращаться во все инстанции — в местную администрацию, прокуратуру, комитеты по природопользованию, по природным ресурсам и т. д. Им придут ответы, отписки либо заверения в полной законности действий застройщиков. А пока будет вестись переписка, фундаменты превратятся в дома, а вокруг молодого коттеджного поселка появится забор, который перекроет береговую полосу либо отхватит участок леса.
Месяц назад нам сообщили, что совсем недалеко от руин средневековой карельской крепости Тиверск, посреди леса, непосредственно на берегу Вуоксы, вырубается лес и начинается строительство.
Мы отправили главе местного муниципалитета запрос: на каком основании выделен земельный участок и ведется строительство, к какой категории земель относится земельный участок и почему стройка вылезла прямо на берег?
Ответ главы МО «Мельниковское сельское поселение» Э. А. Камнева был лаконичен: «…Выделение земельных участков производилось на общих основаниях в соответствии с законодательством РФ. Рубка деревьев производится на основании выданных разрешений на снос зеленых насаждений…» А также, что «Доступ к берегу реки Вуокса не перекрыт».
За более точной информацией мы обратились к землеустроителю МО «Мельниковское сельское поселение» Андрею Бахареву. По его словам, в том секторе, что обозначен на карте (см.) и где была замечена стройка, земельных участков быть не может: «там находится Гослесфонд». По мнению землеустроителя, стройка находится севернее руин Тиверской крепости, и мы ошиблись с определением масштаба. Согласно данным Александра Бахарева, в 1993–94 гг. администрацией тогдашней Мельниковской волости было выделено в собственность несколько участков вдоль берега реки Вуокса (согласно Публичной кадастровой карте, только на первой линии берега их насчитывается 27, причем каждый имеет площадь в среднем 2000 кв. м). Постановлениями о выделении этих участков землеустроитель не располагает. На момент выделения участков нынешнего деления земель на категории не существовало; впоследствии территория была отнесена к землям населенных пунктов. Кадастровых паспортов участков у Бахарева нет, однако он видел их и может подтвердить, что «береговая полоса в границы участков не входит».
Таким образом, внешне ситуация не выходит за рамки закона. Некогда, в 90-е гг., когда масштабы застройки берегов были по сравнению с нынешними временами вполне невинными, глава волости осчастливил несколько десятков своих сограждан земельными участками в «золотом» месте — в лесу (хотя формально — вне Гослесфонда), на берегу Вуоксы. 18 (!) лет владельцы участков дружно бездействовали и вдруг все одновременно решили поучаствовать в строительном буме.
По словам Бахарева, в этом ничего удивительного нет: «Многие с тех далеких пор забыли о своих участках и даже не знают, за что платят налоги». Однако удивительно, как 27 физических лиц (не считая второй линии участков позади первой) дружно забыли о своих участках, и потом столь же синхронно вспомнили о них спустя много времени. Это скорее говорит о едином организованном застройщике.
Землеустроитель уточнил, что «эти физические лица хотят организоваться в ДНП», однако о проекте и стадии его согласования ему ничего не известно — это делается на уровне райадминистрации. На наш вопрос, возможно ли, чтобы стройка велась без получения разрешения на строительство, Бахарев ответил категорически отрицательно.
Подытоживая, можно сказать, что берег в районе памятника истории Тиверск являет собой редкий пример самоорганизации граждан. В начале 90-х 27 человек независимо друг от друга получили земельные участки, забыли о них на 18 лет, а вспомнив, сумели найти данные друг о друге, объединиться и начать процесс создания дачного некоммерческого партнерства. Случай кажется нам столь занимательным, что мы постараемся продолжить эту тему в следующих номерах.

Ирина АНДРИАНОВА,
координатор движения «Против захвата озер»