Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Защитим обезьян от депутатов

28 мая 2012 10:00

Депутат Милонов полагает, что каждом районе Петербурга должна функционировать хотя бы одна школа, где не преподают «эту чушь» — теорию Дарвина. В то же время коммунистка Ирина Комолова замахнулась на то, чтобы на федеральном уровне лишить церковь привилегий, приравняв религиозные объединения к обычным общественным организациям. За противостоянием адептов РПЦ и атеистов наблюдала «Новая».

Единоросс Виталий Милонов выступил за создание Общественного совета по нравственности





В середине мая Милонов выразил возмущение тем, что в петербургских школах продолжают преподавать эволюционную теорию Дарвина: «Я не произошел ни от гуся, ни от порося. И детям своим, извините, запрещу преподавать, и всем своим крестникам я запрещу преподавать теорию гуся и порося. Если учитель так считает — это его право. Он может считать, что он произошел от бамбука… Но дети произошли по воле божьей». Своим заявлением он возмутил ученых мужей, которые поспешили ответить невежде, дескать, парламентарий, публично назвав теорию биологической эволюции теорией «гуся и порося», присвоил себе право определять, какая теория является научной, а какая нет, и какую следует преподавать в школе, а какую нет.
Координационный совет петербургского союза ученых констатировал: такие заявления из уст политика, депутата Заксобрания, к тому же ратующего за защиту общественной нравственности, абсолютно недопустимы. Оппоненты напоминают Милонову, что в 2006 году академии наук 68 стран, включая 27 стран Европы, подписали обращение о преподавании теории эволюции, в котором отмечалось, что эволюция является научно установленным фактом. В мае 2009 года к обращению 68 академий наук присоединилась и Российская академия наук. По мнению ученых, заявления, подобные тем, что делает Милонов, создают далеко не лучшую славу северной столице, имеющей в своем парламенте таких депутатов, которые дискредитируют не только «Единую Россию», но и законодательную власть в целом.
Доктор биологических наук, соавтор программы и учебника по биологии для средней школы, рекомендованных Минобрнауки РФ, Андрей Пуговкин считает, что дело не в защите теории Дарвина, ведь она в этом не нуждается, ибо давно доказана. «Нуждается в защите школа, в дела которой лезут посторонние люди, — заметил он в беседе с «Новой». — Если никому не нужная «комиссия по нравственности» при органах образования и будет когда-нибудь создана, ей в первую очередь придется заняться моральным обликом тех, кто ломится в среднюю школу с назойливой политической саморекламой и кликушескими спекуляциями по поводу содержания учебных программ. И тогда выяснится, что никакого права говорить от имени православной либо какой-либо иной церкви эти деятели не имеют».
Пуговкин напоминает, что синод православной церкви санкционировал публикацию трудов Чарльза Дарвина на русском языке еще в императорской России, в 2002–2006 годах Синодальная богословская комиссия РПЦ приняла несколько специальных решений о совместимости эволюционной и ряда других современных научных теорий с православным вероучением. «Впрочем, как известно, заставь дурака богу молиться — и он объявит себя правовернее папы римского и патриарха всея Руси одновременно», — иронизирует он.
Виталий Милонов, отказывающийся верить, что люди, в том числе и он, произошли от червей и крыс, осуждает «надменную» позицию ученых, считающих, что «их точка зрения единственно правильная, а остальные — тупоголовые бараны». По его мнению, здесь попахивает «наследием советской эпохи». «Несчастные люди, в них вера выжигалась сталинским каленым железом! Ни один из этих ученых не может сказать, что он умнее Бога, — уверен депутат. — Библию за две тысячи лет никто не оспорил. Не надо преподносить спорную теорию Дарвина как истину в последней инстанции».
Политик находит несправедливым, что права атеистов соблюдены, ведь если родители придерживаются теории Дарвина, то они могут отдать ребенка в обычную школу, а государственных учебных заведений с углубленным изучением православия нет: «В каждом районе должна быть хотя бы одна государственная школа, где не преподается эта чушь. А то получается, что христианин должен платить за отказ от этой спорной теории, отдавая ребенка в частную школу». Милонов утверждает, что выполняет наказы своих избирателей — православных и католиков. «Хотя бы 2,5% гособразования выделить для 60% православных», — соглашается на не слишком впечатляющую пропорцию единоросс.
В то же время коммунистка Ирина Комолова в борьбе за материализм готова замахнуться на федеральную инициативу о признании церкви обычной общественной организацией, со всеми вытекающими последствиями.
«Почему у нас есть общественные и религиозные организации? Всех — в один котел. Устав, цели и задачи — духовное воспитание и т. п. — вполне подойдет любой культурологической организации. Почему этих надо выделять в отдельную категорию? — недоумевает она. — Есть у них богатые спонсоры и адепты — ну и хорошо, пусть кормят свою организацию на взносы и пожертвования, оплачивают аренду своих церквей и земель наравне с другими ОО».
Церковь, продолжает она, выполняет все те же функции, что и обычные культурно-просветительские ОО, однако умудряется еще и претендовать на идеологическую составляющую — как партия.

Александра ГАРМАЖАПОВА