Материалы петербургской редакции доступны на сайте федеральной «Новой газеты»

Залай,«бродячая собака»!

25 июня 2012 10:00

На Старый Новый год знаменитая «Бродячая собака», арт-подвал на углу Итальянской и площади Искусств, в котором перебывал весь Серебряный век (Маяковский, Ахматова, Вертинский и далее по списку) и восстановление которого начал четверть века назад Владимир Склярский, праздновал свое 100-летие. Замечательно читали стихи героев «Собаки» Светлана Крючкова, Юрий Томошевский, Леонид Мозговой. Вице-губернатор Василий Кичеджи вручал диплом губернатора и грамоту правительства города. Он поддержал ходатайство о включении «Бродячей собаки» в перечень объектов, которые представляют ценность для жителей Петербурга и профиль которых будет сохранен.

Историческому арт-подвалу угрожает рейдерский захват






Арт-подвал, собственно, городу и принадлежит, но восстанавливали его на деньги инвесторов, в первую очередь БСК. Ни одной бюджетной копейки потрачено не было, а подвал возродили. Он открылся в 2001-м.
Почти четверть века я близко наблюдала эти усилия, начиная с того момента, когда в августе 1991-го, после путча, меня пригласили прийти в «Подвал Бродячей собаки» на «явление теней Серебряного века», сочиненное Нонной Слепаковой. Подвал был абсолютно голый (на полу еще, кажется, стояла вода, и мы — точно! — ходили по доскам…). Вот тогда я и увидела Склярского (до того замдиректора Малого оперного), поставившего целью превратить бомбоубежище и кровельную мастерскую в обитаемое место, возродить «Бродячую собаку». Позже мы подписывали письма творческих союзов (стоят подписи: «Владислав Стржельчик, Никита Толстой, Владимир Арро» etc.), ходили со Склярским в Смольный просить подвал в аренду на 49 лет. Получили. В подвале тем временем бегали крысы и снова текла вода…
Эдуард Кочергин, тогда еще не писатель и лауреат «Нацбеста», стал автором дизайнерской концепции нового подвала. Началась новая история «Собаки», ей уже 20 лет, тоже, знаете, срок: первая просуществовала три с половиной года и вошла в историю.

Юридически-криминальное
Полтора года назад Владимира Склярского не стало, он немного не дожил до 100-летия «Собаки», но, когда в январе праздновали юбилей, казалось, никаких туч на горизонте не было. Просто нынешний директор, вдова Склярского Евгения Борисовна Аристова не афишировала, что ровно на сороковой день (!) после его ухода к ней явились неизвестные люди, объявившиеся собственниками части «собачьей» площади, что они требуют эту площадь и никакая историческая ценность подвала их не интересует. Было похоже на рейдерство в его классическом виде.

Что же произошло?
С 2001 года, после реконструкции дома, у подвала, в котором находится «Бродячая собака», имелось два собственника. Во-первых — город (в лице КУГИ), которому на основании распоряжений губернатора Санкт-Петербурга и инвестиционного договора инвестором — Балтийской Строительной Компанией — были переданы мемориальные помещения подвала (с указанием конкретных комнат) для их дальнейшей передачи в пользование ООО «Бродячая собака» на 49 лет. Во-вторых — БСК, которая оформила в собственность (в виде доли) оставшуюся часть помещений подвала (в акте приемочной комиссии дома эти помещения названы «прочие», в отличие от мемориальных, которые переданы городу) для дальнейшей передачи ТСЖ.
В 2005–2006 гг. один из сотрудников «БСК-СПб» Андрей Алексеевич Ильин завладел принадлежащими БСК правами на часть подвала (попросту говоря, оформил все по подложным документам), а в 2010-м продал эти права другому физическому лицу за 23 млн рублей (с отсрочкой платежа на неопределенное время). БСК Ильину прав на приватизацию не давала, и сейчас в правоохранительных органах имеются заявления о возбуждении уголовного дела от ЗАО «БСК-СПб» и ее акционеров, они просят провести проверку по фактам «незаконного завладения Ильиным А.А. принадлежащим обществу имуществом, мошенничества, злоупотребления полномочиями и фальсификации документов».
Попечительский совет «Бродячей собаки» (в него входят народная артистка Светлана Крючкова, писатель Валерий Попов, генеральный директор «Петербург-Концерта» Евгений Колчин, учредитель премий «Петрополь», «Царскосельская премия» Николай Якимчук, заслуженный артист РФ Юрий Томошевский, заслуженный артист РФ Леонид Мозговой, создатели театра «Комик-трест» Вадим и Наталья Фиссон, художник Дмитрий Шагин, еще многие и многие, в том числе и я), подписали обращение к губернатору Георгию Полтавченко, прокурору Сергею Литвиненко и начальнику ГУВД Сергею Умнову, в котором говорится:
«В настоящее время, используя полученные свидетельства о собственности и мощную юридическую и прочую поддержку, осуществляется тщательно спланированная операция по захвату «Бродячей собаки» в нескольких направлениях:
1) В судебном порядке оспаривается право Санкт-Петербурга владеть именно всеми мемориальными помещениями «Бродячей собаки».
2) В судебном порядке требуется выселить ООО «Бродячая собака» из занимаемых на основании договора с КУГИ мемориальных помещений подвала и, как следствие, расторжение данного договора.
3) Многократно озвучиваются угрозы в адрес руководства «Бродячей собаки».
4) Публично заявляется, что «Бродячая собака» не представляет никакой культурно-исторической значимости для Санкт-Петербурга и после того, как Подвал будет захвачен, о «Бродячей собаке» забудут».
Как выясняется, Ильин — личность, известная аналогичными аферами. «Уж не тот ли это Ильин, который то же самое и в те же годы проделал на Пушкинской, 10?» — спрашивал на пресс-конференции лидер митьков Дмитрий Шагин. Говорят, знаком с «подвигами» Ильина и председатель Комитета по культуре Дмитрий Месхиев, заявивший перед телекамерами: «Собаку» не отдадим!»

Публицистически-тревожное…
Очевидно, что люди, получившие имущество мошенническим путем (так следует из текста заявлений о возбуждении уголовного дела от ЗАО «БСК-СПб» и ее акционеров и от ООО «Бродячая собака»), должны нести уголовную ответственность, но мы знаем, что в нашей стране даже очевидные дела решаются странным образом.
Хотелось бы верить Дмитрию Месхиеву. Но хотелось бы, как говорил чеховский профессор Серебряков, «повесить ваши уши на гвоздь внимания», поскольку много раз заверения города «сохранить» оборачивались полной противоположностью. Мы потеряли слишком много объектов исторического наследия, чтобы отдать еще и «Бродячую собаку». Ту самую, где гулял весь Серебряный век, читал Маяковский и, как считает Светлана Крючкова, Блок посылал «черную розу в бокале золотого, как небо, аи» Ольге Глебовой-Судейкиной. Люди, претендующие на подвал, не знают этих имен.

Марина ДМИТРЕВСКАЯ
Фото Евгении Кирпичниковой