Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Дорога, которая держится на одной политической воле

25 октября 2012 10:00

Жители Выборгского района, по идее, могли бы праздновать победу. Северо-Западная транспортная прокуратура наконец-то заметила, что на Карельском перешейке с 2009 года строится незаконная железная дорога! До этого никакие жалобы, письма, сборы подписей не помогали прокуратуре разглядеть в Ленобласти огромную стройку без разрешительной документации.

Прокуратура признала незаконным строительство скандальной железнодорожной ветки Выборг — Каменногорск. Однако работы продолжаются прежними темпами






Перелом наступил после летних общественных слушаний в Выборге и в Гвардейском, где представители ОАО «РЖД» признали, что ведут строительство железной дороги… без получения результатов государственной экспертизы проекта и без разрешения на строительство. Высказывание простодушных железнодорожников вызвало широкий резонанс. Озабоченность ситуацией высказал губернатор Александр Дрозденко. По его распоряжению была создана межведомственная рабочая группа, а строительные работы по требованию областных властей были частично остановлены. Во всяком случае, так отчитались представители РЖД.
Однако компетентные органы не отвечали, является ли строительство железной дороги незаконным. Теперь и транспортная прокуратура ответила: да, незаконно. «Не получив положительного заключения Госэкспертизы и разрешения на строительство, ОАО «РЖД» на основании договора генерального подряда с ООО «СетьСтройЭнерго» на выполнение комплекса строительно-монтажных работ с июня 2009 года по настоящее время осуществляли строительство вышеуказанного объекта», — говорится в письме прокуратуры. За нарушение ГК РФ ОАО РЖД оштрафовано на 500 тысяч рублей.
Кроме того, по результатам проверки Ленинград-Финляндской транспортной прокуратурой установлено, что на объекте продолжаются строительные работы. В отношении РЖД и субподрядчиков вынесены постановления о возбуждении административных дел. Материалы направлены для рассмотрения в Северо-Западное управление Ростехнадзора.

Кому нужна дорога
По словам координатора движения «Зеленая волна» Алексея Травина, решимость РЖД строить дорогу без документов связана с требованием Правительства РФ запустить в срок скоростной поезд «Аллегро» сообщением Петербург — Хельсинки. Именно ради него потребовалось как можно скорее зачистить Выборгскую ж/д ветку от грузовых перевозок. На задний план были отодвинуты и нормы российского законодательства, и данные о возможном экологическом ущербе. Дорога строится через север Карельского перешейка, где еще двадцать лет назад планировалось создание большого национального парка. Теперь от проекта остался только заказник «Гряда Вярямянселькя». Но и он не стал препятствием для федеральной железнодорожной стройки. Так, в 2009 году при строительстве грузового коридора между Сосново и Петяярви вырубили лес. Действовавшим на тот момент положением о заказнике капитальное строительство на его территории было запрещено.
Проектом «великой стройки» предусмотрены переправы через водные объекты. С учетом того, что львиную долю грузов, под которую строится дорога, составляют нефть и нефтепродукты, любая авария чревата экологическим бедствием.
На пути транспортного коридора оказывались населенные пункты, жители которых не были в восторге от нового соседа. Например, в Гвардейском часть домов оказались отрезаны от основного поселка. Теперь для выхода «в цивилизацию» им приходится преодолевать не только насыпь, но и рвы, которые прорыты по бокам. Никакой переправы железнодорожники не предусмотрели. Жительница Гвардейского Оксана Фирсова жалуется, что в окрестностях поселка тяжелая техника, применявшаяся на строительстве, привела в негодность автомобильные дороги. Участки, которые примыкают к трассе «Скандинавия», в итоге были заштопаны, а вот дороги поменьше починить забыли.
«У меня все эти годы было ощущение какой-то параллельной реальности, — говорит Алексей Травин. — Ведь это не дачка какая-то незаконная строилась, а транспортная магистраль, не заметить которую невозможно!» Представители РЖД и не скрывали, что указание Москвы для них значит больше, чем градостроительные и природоохранные нормы. Когда на общественных слушаниях у них спросили, почему работы ведутся без разрешения на строительство, железнодорожники не моргнув глазом ответили, что «руководствуются распоряжением Правительства РФ».

Кого за это накажут
Теоретически признание факта незаконной стройки должно повлечь за собой предписание разобрать построенное и вернуть ландшафт в первоначальное состояние. В случае с «правительственной» стройкой РЖД можно на 100 % утверждать, что такого не случится. Как предполагает Алексей Травин, можно надеяться лишь на взыскание природоохранного ущерба, штрафы и дисциплинарные наказания некоторых должностных лиц. «Вероятнее всего, будет применена практика легализации незаконно построенного объекта», — полагает он.
Заставить снести построенное полотно вряд ли получится, но привлечь внимание к более серьезному виду ущерба — экономическому — вполне реально. «Получается, что все эти годы бюджетные средства расходовались на незаконный объект. Значит, средства (колоссальные!) расходовались незаконно. Значит, чиновник, который эти средства расходовал, совершил по меньшей мере должностное преступление. По-моему, данная история должна стать предметом серьезного расследования Счетной палаты РФ», — считает эколог.
Такой сценарий кажется маловероятным, учитывая, насколько серьезно в РЖД приняли предписания прокуратуры: стройка незаконной дороги Выборг — Каменногорск в районе Гвардейского по-прежнему идет бодро и с огоньком. Возводится насыпь, строится энергетическая инфраструктура. Тяжелые грузовики чередой едут мимо поселка. Постоянно слышны взрывы. При этом на последнем заседании межведомственной рабочей группы представители РЖД заверили областных чиновников, что ведут работы лишь по консервации ранее построенных объектов. Факты показывают, что это ложь. ОАО «РЖД» в ходе реализации проекта и ранее наплевательски относилось к законодательству РФ, а теперь игнорирует и требования прокуратуры. Хотя на самом деле все серьезней. То не РЖД, а Правительство РФ, несмотря на все законы и прокурорские предписания, продолжает реализовывать свою «политическую волю».

Справка
Реконструкция участка дороги Выборг — Каменногорск является частью плана по переносу грузового движения к портам Финского залива на направление Ручьи — Петяярви — Каменногорск — Выборг и входит в состав комплексного инвестиционного проекта «Организация скоростного движения пассажирских поездов на участке Санкт-Петербург — Бусловская Октябрьской железной дороги». Финансирование осуществляется из средств инвестиционной программы ОАО «РЖД», стоимость строительства определена институтом «Ленгипротранс» в ценах 01.11.2010 в 6 млрд 330 млн 766 тыс. 520 рублей

Ирина АНДРИАНОВА