Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Поможет ли городу новый охранный статус

29 ноября 2012 10:00

Губернатор северной столицы поручил подготовить обращение в Министерство культуры о наделении всей территории Петербурга статусом исторического поселения федерального значения. Чтобы достичь юридически значимого результата, предстоит определиться с предметом охраны и выработать жесткий план консолидированных действий профильных специалистов и ведомств.

Трансформация инициативы Георгия Полтавченко в эффективный инструмент защиты потребует около года работы и 20 миллионов рублей






Оттепель на замороженной Матвиенко почве
К историческим поселениям Петербург был отнесен еще два года назад, вместе с 40 другими городами России — министерства культуры и регионального развития утвердили соответствующий перечень совместным приказом от 29 июля 2010 года. С тех пор надлежало все одобренные местными властями градостроительные планы и регламенты согласовывать с Росохранкультурой. Однако не прошло и полугода, как Валентина Матвиенко обратилась к премьер-министру Владимиру Путину с письмом, прося избавить наш город от таких обременений. Ссылалась (как и прежде, когда ходатайствовала о сокращении в несколько раз территории нашего объекта всемирного наследия) на то, что представляющиеся ей чрезмерными ограничения остановят развитие Петербурга — каким, очевидно, оно виделось строительному лобби.
Усилия госпожи Матвиенко увенчались тем, что с марта 2011 года было заморожено действие закона, регламентирующего градостроительную деятельность в исторических поселениях. Опасная для культурного наследия ситуация усугублялась еще и тем, что с 2007 года, после вступления в силу изменений в Градостроительный кодекс РФ, региональные органы охраны лишились полномочий по согласованию градостроительной документации.
— По сути, были обеспечены условия для крупномасштабного разграбления страны, основного ее ресурса — земли. Тем, кто хотел ее захватить, не нужно было никакого контроля, — комментирует депутат Алексей Ковалев. — Утвердив в Градкодексе такие изменения, законодатели и президент, подписавший соответствующий закон, нарушили международные обязательства Российской Федерации, взятые с подписанием конвенции об охране архитектурного наследия Европы. Согласно этой конвенции все проекты, касающиеся территорий зон охраны, должны согласовываться с органами охраны культурного наследия.
Первым шагом по исправлению сложившейся ситуации стали принятые Госдумой 12 ноября с. г. поправки к Градостроительному кодексу и федеральному закону об охране объектов культурного наследия: теперь хотя бы для исторических поселений вводится норма обязательного согласования генеральных планов и правил застройки. Также определено, что сами исторические поселения могут быть регионального или федерального значения (прежде такого разделения не было). Георгий Полтавченко незамедлительно прибегнул к вновь открывшейся возможности, поручив подготовить обращение в Министерство культуры о придании Петербургу статуса поселения федерального значения.
Как подчеркивалось в сообщении пресс-службы Смольного, «предложение губернатора подводит черту под многолетней дискуссией о возможности исключения Санкт-Петербурга из перечня исторических поселений либо сокращения границ Санкт-Петербурга как охраняемой историко-культурной территории».

Требуйте предмета охраны до отстоя пены
Градозащитники восприняли инициативу Георгия Полтавченко со сдержанным оптимизмом. Поддерживая заданный вектор, они вместе с тем отмечают: необходимо незамедлительно приступить к реализации целого пакета мер, наделяющих новый статус реальным юридическим смыслом. Прежде всего — установить предмет охраны исторического поселения, как теперь требует закон. Предмет охраны — это природный и культурный ландшафт, соотношение застроенных и свободных пространств, сохранившиеся участки исторической застройки, панорамы, визуальные связи и прочее. По оценкам Алексея Ковалева, соответствующее описание может потянуть не на один том и потребует чрезвычайно тщательной проработки. Например, для охраняемой панорамы необходимо закрепить профиль, силуэт и подробно прописать включаемые в нее детали. В такой перечень должны включаться исторические здания, их соотношение с ландшафтом, но никак не все скопом попадающие в зону обзора существующие сооружения: иначе под защитой закона окажется, например, тот же пресловутый «Монблан» или другие градостроительные ошибки, которые уже никогда нельзя будет снести.
Требование о предмете охраны господин Ковалев называет ключевым.
— Наивно полагаться на Министерство культуры, думая, что оно не станет согласовывать какие-то вредоносные проекты. Да оно сегодня подпишет что угодно, в зависимости от «целесообразности», если не сказать большего. Из недавних примеров — строящиеся здания на Приморском шоссе (на месте построенного в стиле модерн корпуса завода «Редан») и на улице архитектора Данини в Пушкине. Оба вылезают за разрешенные высотные параметры. Но Министерство культуры в обоих случаях дает добро. И уже идет строительство, впрямую противоречащее режиму зон охраны! Это делает министерство, а именно — возглавляемое господином Цветновым управление, — подчеркивает депутат.
Обращение к подобным случаям наглядно доказывает, что, лишь четко определившись с предметом охраны исторического поселения, можно будет оценивать действия органов, согласующих градостроительную документацию.

Впереди — большая работа
Алексей Ковалев убежден: формирование такого предмета охраны необходимо увязать с ведущейся работой по другим направлениям — созданию паспорта и предмета охраны Петербурга как достопримечательного места, модификации городского закона № 820 о зонах охраны, уточнению границ и состава петербургского объекта всемирного наследия. Для реализации последней задачи решением Совета по сохранению культурного наследия была создана рабочая группа, уже подготовившая свою концепцию для ЮНЕСКО. Ей же следовало бы поручить выполнение всех перечисленных задач, базой для решения которых может стать упомянутая концепция. Непременно нужно действовать по единому плану, с общей идеологией, одним коллективом петербургских специалистов, с привлечением международных экспертов ЮНЕСКО. И обязательно включить в совместные рабочие структуры представителей Минкульта, чтобы потом, как изящно выразился Алексей Анатольевич, «министерство не могло отвязаться от конечного продукта». Парламентарий убежден, что надо как можно скорее выделить финансирование на означенную работу, разместив к началу января соответствующий госзаказ, тщательно прописав его условия (дабы заказ не ушел к демпингующим фирмам-однодневкам). Тогда на заключение договора можно будет выйти к концу февраля, еще примерно полгода потребуется на разработку документов для всех названных направлений, с сентября начать процедуру согласования, затем — утверждения. То есть на получение юридически значимого результата уйдет почти год. Для реализации такой работы, по оценкам депутата, потребуется на круг не менее 20 миллионов рублей. Необходимые деньги есть — с 1992 года по инициативе того же Ковалева в городской бюджет закладывается строка для КГИОП, где отписывается около 2,3 млрд рублей на мероприятия по изучению, сохранению и популяризации объектов культурного наследия, научные исследования и историко-культурные экспертизы.

Татьяна ЛИХАНОВА, фото Александра Петросяна