Материалы петербургской редакции доступны на сайте федеральной «Новой газеты»

Конституционный суд согласился с выборами без выбора

10 января 2013 10:00 / Политика / Теги: суды

Губернаторов контролирует тот, кто контролирует муниципалов.

Чуда не случилось: Конституционный суд признал соответствующими Основному закону «муниципальный» и «президентский» фильтры на губернаторских выборах, создающие для оппозиции почти непреодолимые трудности. Формально выборы губернаторов возвращаются — но участвовать в них смогут лишь немногие.

История вопроса проста: для того, чтобы зарегистрироваться, кандидатам в губернаторы надо собрать подписи у 5–10 % муниципальных депутатов (конкретный барьер устанавливается субъектами РФ) не менее чем в трех четвертях муниципальных районов и округов. Поскольку значительная часть муниципалов представляет «Единую Россию», для всех остальных партий этот барьер оказывается просто непреодолимым. И избирательная кампания превращается в «выборы без выбора». Кроме этого, закон говорит о «проведении Президентом РФ консультаций с политическими партиями и кандидатами на должность губернатора» — что добавляет к «муниципальному» фильтру еще и «президентский».

Депутаты от КПРФ и «эсеров» оспорили этот закон в Конституционном суде — полагая, что он нарушает принципы народовластия и неправомерно ограничивает избирательные права граждан.

По Конституции каждый, в том числе и человек, придерживающийся оппозиционных власти взглядов, имеет право быть избранным. В том числе и на пост губернатора. Но как ему реализовать это право в Мордовии, где свыше 98 % муниципальных депутатов представляет «Единую Россию»?
Судя по решению КС — никак.

«Федеральный законодатель вправе предусмотреть специальные предварительные условия, позволяющие исключить из избирательного процесса участников, не имеющих достаточной поддержки избирателей, — говорится в решении суда. — К таким условиям может быть отнесено участие выборных лиц местного самоуправления в выдвижении кандидатов, что будет означать признание реальной способности кандидата в случае победы на выборах действовать в интересах жителей региона».

Иными словами, тот, за кого не подписались 10 % муниципалов, заведомо поражается в правах, поскольку считается неспособным «действовать в интересах жителей региона». Вопрос о том, способны ли на это сами муниципалы, чьи подписи надо собирать, остается открытым — во всяком случае, КС его не рассматривал.

На вопрос о том, какой процент этих подписей может быть допустимым, суд ответил в весьма общей форме: это должно быть сделано «с учетом конкретных условий развития партийно-политических отношений в данном субъекте РФ».

Практика же показывает, что планку стараются загнать на самый верх — как, например, в Петербурге, где, принимая соответствующий закон, потребовали от кандидатов в губернаторы сбора 10 % подписей от общего числа муниципальных депутатов.

Что касается консультаций с президентом, КС отметил, что они «не являются обязательным элементом механизма выдвижения и регистрации кандидата» и носят «именно консультативный характер». То есть ни к чему партии и кандидатов не обязывают.

Еще одно, хоть и небольшое послабление КС сделал для оппозиции в тех случаях, когда кандидат от «Единой России» (скажем, действующий губернатор) административным путем собирает в свою поддержку подписи подавляющего числа муниципалов — так что другим кандидатам их просто не остается (каждый из муниципалов может подписаться только за одного кандидата). Суд постановил, что исследуемые им нормы закона «исключают сбор подписей в большем количестве, чем определено региональным законом, с целью создания искусственных препятствий выдвижению других кандидатов». По словам судьи-докладчика Николая Бондаря, сдавать подписи можно не более чем с пятипроцентным запасом — таким образом, теоретически смогут зарегистрироваться еще несколько кандидатов. Но лишь теоретически: ведь заставить подписаться никого нельзя.

И можно не сомневаться, что и в этом случае у оппозиции сохранятся значительные трудности.