Марш против подлецов или битва с дураками?
В истории с антимагнитским законом отразились ключевые проблемы современной российской жизни.
Вчерашний марш против подлецов я назвал бы скорее битвой с дураками, воспользовавшись словами известной песни «Машины времени». Понятно, что подлецов в различных властных структурах немало, однако главной проблемой за последнее время стало другое. С каждым новым созывом средний интеллектуальный уровень наших законодателей снижается.
С одной стороны, это происходит потому, что умные для такой работы просто не нужны. Реформы давно остановлены, качественным образом менять законодательство не требуется, а для того, чтобы взять за шиворот «иностранных агентов», профессионалы не требуются.
С другой стороны, умным людям (даже из числа сторонников режима) во власти трудно удержаться. Такие люди отличаются от взбесившегося принтера тем, что время от времени у них обязательно появляется собственное мнение. А это неудобно для кремлевской администрации.
В случае с антимагнитским законом творцы подстраховались со всех сторон.
Полагаю, большинство из них искренне думают, будто, выделяя деньги на развитие детских домов и стимулируя усыновление малышей в России, они решают проблему. Сложность данного вопроса, как, собственно, сложность большинства политических, экономических и социальных проблем нашего времени, просто не укладывается в их головах. Из людей с такими головами могли бы выйти неплохие спортсмены или чиновники низшего звена, а то и домохозяйки, способные лично усыновить проблемных детишек, однако понять смысл законотворчества им объективно тяжело.
Закон, чтобы он работал, надо приспосабливать к реалиям жизни. А Россия, как известно, не Америка. У нас другой уровень коррупции, другие возможности госконтроля, другие моральные ценности, другое вероисповедание и т. д. и т. п. Все это влияет на то, как реально будет решена проблема.
Домохозяйка, трудоустроившаяся парламентарием, полагает, что, проголосовав за выделение денег на какую-то цель, она уже решила проблему. Остальное ее не касается. Но если деньги будут украдены и даже не дойдут до детей, смысл работы парламентария нулевой.
Кроме того, не все проблемы решаются деньгами. Американцы усыновляют даже даунов. Не знаю, почему. Может быть, в Бога веруют и полагают, что добрыми делами заслужат спасение. Уверена ли домохозяйка из парламента в том, что даже при наилучшей организации дела мы получим подобный результат в России? Ведь заслужить спасение, заботясь о безнадежно больном человеке, гораздо труднее, чем добиться того же, отвалив на строительство храма 5% тех денег, которые ты заработал наездами на беззащитных предпринимателей.
Настоящий профессионал в сфере законотворчества понимает, что его задачей является сделать жизнь брошенных малышей по возможности менее несчастной. И для этого разные средства хороши. Домохозяйка же из парламента полагает, что ее задачей является подготовка бумажки с названием «Закон», на которую будут поставлены подписи и печати. Конечной цели она вообще не видит, поскольку та выходит за пределы ее кругозора.
В истории с антимагнитским законом отразились ключевые проблемы современной российской жизни. У нас, например, могут посадить предпринимателя, не понимая, что проблема не в конкретной фигуре, а в том, что на подобном фоне резко ухудшается инвестиционный климат. А потом те, кто посадил, будут сетовать: чего это капитал из страны бежит?
У нас могут зарубить пенсионную систему с накопительными счетами и тут же начать сетовать, что долгосрочные инвестиции не из чего осуществлять. А ведь накопительная система для того и существует, чтобы формировались «длинные деньги» на строительство объектов, окупающихся десятилетиями.
Прежде чем что-то сломать, надо создать свое. Надо сначала простимулировать усыновление в России, и, лишь убедившись, что система работает, разбираться с американцами. Надо сначала улучшить инвестиционный климат, и, лишь убедившись в том, что капитал к нам валит со всех сторон, сажать олигархов или тратить с трудом накопленные «длинные деньги».
А поскольку, как показывает реальная жизнь, в ряде случаев принятые нами меры оказываются неэффективны, лучше вообще не запрещать усыновление за рубежом и не сажать предпринимателей. Один из ключевых принципов либерального мировоззрения состоит в том, что мир сложнее, чем может помыслить отдельный человек, а потому жизнь становится лучше при максимальной свободе, когда сохраняются все возможности решения проблем, а не только те, которые умещаются в головах высокопоставленных домохозяек.