В Петербурге простились с Юрием Шмидтом
Алексей Симонов: «Юра был похож на всех мушкетеров сразу...».
Несколько сотен человек пришли проводить сегодня в последний путь адвоката Юрия Марковича Шмидта. Люди заполнили оба зала на втором этаже петербургского Дома архитектора — и тот, где проходила траурная церемония, и соседний. Стояли на лестнице, на крыльце, на улице… Одни уходили, приходили другие. Известные адвокаты, правозащитники, режиссеры, артисты, писатели, поэты, судьи, политики, депутаты, журналисты… Прощание не уложилось в отведенные два часа.
— Мы потеряли доброго друга и талантливого защитника, — выразил общую утрату депутат петербургского ЗакСа Борис Вишневский.
— Для меня это потеря близкого родственника, на которого я много лет могла опереться, — не сдерживала слез Ольга Старовойтова. — Несколько лет назад, еще у гроба сестры, Юрий Маркович подошел ко мне и сказал: «Я всегда буду Вас защищать и никогда не возьму за это денег». Я тогда еще не знала, какая это будет ЗАЩИТА… В последние годы, когда Юрий Маркович стал адвокатом Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, я старалась его не беспокоить, но он сам всегда помнил обо мне и помогал…
— Мне кажется, — отметила депутат германского бундестага Мари-Луиза Бек, — Юрий Маркович так долго боролся со своей болезнью, потому что хотел увидеть, как на свободу выйдет Михаил Борисович Ходорковский. Но этого не допустила жестокость Кремля. Свободный несломленный дух Юрия Шмидта всегда будет сопровождать нас…
— Не только адвокатура, а все российское общество понесло невосполнимую утрату, — подчеркнул вице-президент Адвокатской палаты Петербурга Юрий Новолодский. — Юра никогда не кривил душой. Он завоевал любовь и уважение огромного множества приличных людей в России и за ее пределами.
— Смерть Юрия Шмидта — глубокая утрата для всего мирового сообщества, — сказала заместитель посла США в России Шейла Гуолтни. — Он был легендарным защитником прав человека. Этот мудрый и высоко порядочный человек всегда имел личную смелость призывать власти своей страны соблюдать те стандарты, которые она обещала выполнять.
— Юра был похож на всех мушкетеров сразу, — сравнил президент Фонда защиты гласности Алексей Симонов, — он имел благородство Атоса, лукавство Арамиса, когда был здоров, аппетит Портоса и амбиции д’Артаньяна. Он мог войти в любое общество, ни перед кем не преклоняя головы. Так сложилось, что мы с Ириной Ясиной (экономист, публицист, правозащитница) привели Шмидта в дело Ходорковского. Не специально. Просто судьба. Он умер, а процесс продолжается. Наше дело — победить.
Юрий Маркович Шмидт умер в ночь на 12 января на 76-м году жизни, после продолжительной болезни. Юрий Шмидт был депутатом Национальной Ассамблеи Российской Федерации, лауреат нескольких наград правозащитных организаций, в том числе Human Rights Watch, Международной лиги прав человека и Международной Хельсинкской федерации.