Чем Майами лучше Лондона?
Эти ребята с отчизной никаких перспектив не связывают. И сколько часов лететь до Москвы, уже не важно. Поскольку в Москву они летать не собираются.
Сначала я думал, что это случайность. Ну предпочел г-н Пехтин Майами в солнечной Флориде туманным столицам Европы. А кто-то другой из депутатов выберет Лондон или Берлин. У богатых свои причуды.
Однако потом вдруг одна за другой стали выявляться зарубежные квартиры народных избранников, причем все как одна именно в Майами.
Спору нет — хороший городок. Но есть ведь в мире и другие приличные места. А самое главное — возник вопрос: чем объясняется принципиальная смена направления поиска элитной недвижимости?
Еще недавно среди чиновников и олигархов безоговорочно доминировал Лондон. Причем понятно почему. Крупнейший европейский финансовый центр с наиболее либеральными условиями ведения бизнеса, мягким налогообложением, полной правовой защищенностью собственности, приличными школами для юной чиновно-олигархической поросли. И от Москвы сравнительно недалеко. В пятницу вечером садишься в самолет — и вскоре ночуешь с семьей, которую давно уже переселил на Темзу. А в понедельник с утра вновь самолет — и на работу. Распилы, откаты, наезды и укрепление российской государственности. Обычные будни патриота путинского призыва.
И вдруг Майами. Оттуда лишь к братьям Кастро на службу плавать близко. Через пролив. Однако на Кубе давно уже пилить нечего. За исключением сахарного тростника. Но это работа не для российского патриота.
Зачем же так далеко забираться? Не нравится коли туманный Лондон — можно осесть в Альпах, как славный единоросс Лужков с миллиардершей Батуриной. Или в Испании, как бывший лужковский друг Гусинский. Там пляжи не хуже ведь, чем во Флориде. А до Москвы гораздо ближе.
Но, кажется, европейское направление эмиграции представляет собой выбор людей из 90-х. Новое поколение российской элиты предпочитает Америку.
Попробую высказать гипотезу о том, с чем связана столь радикальная смена курса.
Птенцы 90-х мечтали о том, чтоб делать бизнес в России, а жить за ее пределами.
И это был вполне естественный выбор. В стране с молодой динамичной экономикой возможностей больше, чем на Западе, где в каждой рыночной нише сидит по пять выпускников гарвардской школы бизнеса. Но в молодой стране немало тех, кто хочет свой бизнес делать на рэкете, киднеппинге и прочих прелестях, от которых свой дом и семью лучше держать подальше. Особенно тем, кто быстро разбогател. Поэтому «приличная публика» вынуждена жить на два дома — московский и лондонский, а то и на три (когда корни из Петербурга).
Птенцы путинского гнезда начинали свою деловую жизнь примерно так же, как и герои 90-х. Однако со временем стали стратегию пересматривать. Всевластие силовиков стало опасно даже для наиболее успешных людей. Сегодня ты депутат, а завтра не проплатил за мандат и мигом лишаешься неприкосновенности. А это значит — по твою душу уже стоит очередь из ребят с руками столь длинными, что киднеппинг кажется детской забавой в сравнении с играми, в которые играют они.
Более того, на фоне активизации роли силовиков случился экономический кризис. После него темпы роста ВВП у нас сократились в два раза. Возможностей, которыми славится молодая динамичная экономика, уже нет. Пошел передел собственности и сфер влияния, жертвой которого стал даже сам Анатолий Сердюков, недавно еще плодивший для своих девочек 13-комнатные квартиры.
Пилить отчизну становится все труднее. Сейчас еще можно, но только осторожно. Там, где вчера доллар давали, ныне дают лишь рубль. А вскоре будут в морду давать. Поэтому патриоты стали вырабатывать новую стратегию поведения, в которой работа на родине вообще не фигурирует. Лишь только ясно станет, что в морду дают не по случаю, а регулярно, как бизнес со всеми чадами и домочадцами будет переведен за рубеж. Прощайте, мандаты, распилы, откаты. Впереди новая жизнь. С низкой доходностью, но высокой стабильностью.
Майами вместо Лондона — косвенный признак того, что эти ребята с отчизной вообще никаких перспектив не связывают. И сколько часов лететь до Москвы, уже не важно. Поскольку в Москву они вообще летать не собираются.
А жить во Флориде проще, чем в Испании. Языковой барьер меньше, поскольку учат обычно все же английский, а не какой-то иной. Общество в Америке традиционно переселенческое: в нем легче адаптироваться. И главное — внукам будет хорошо. Они ведь вырастут стопроцентными американцами. И лишь изредка станут вспоминать за бокалом вина: «Мой дед, по-видимому, в России был столяром. В семье говорят, что по молодости он много пилил»..
Анонс
Дмитрий Травин приглашает на свой традиционный весенний открытый курс лекций в Европейском университете в Санкт-Петербурге (Гагаринская ул., 3, конференц-зал). В этом году тема: «Почему Россия отстала?» Речь пойдет о том, почему нашей стране на протяжении столетий приходится догонять Запад и как можно преодолеть отставание.
Лекции читаются по средам: 20 и 27 марта, 3 и 10 апреля. Начало в 18.00. Вход свободный