Демократия — это процедура
Трое судей КС считают, что в ходе принятия закона о митингах Госдума нарушила Конституцию.
К судье Конституционного суда Владимиру Ярославцеву, заявившему об особом мнении по «делу о митингах» (об этом решении КС недавно рассказывала «Новая»), присоединились еще двое его коллег — Юрий Данилов и Сергей Казанцев. Все они полагают, что процедурные нарушения, допущенные Госдумой при принятии оспариваемого закона, давали основания признать его неконституционным.
SOS
Называть это «бунтом на корабле», конечно, не стоит — институт «особых мнений» в КС существует уже третье десятилетие, и таковыми мнениями за эти годы отметились многие, включая председателя КС Валерия Зорькина. Но резкость выражений (особенно у Юрия Данилова) впечатляет.
Данилов отмечает, что вопросы, касающиеся свободы собраний (как и другие, затрагивающие права человека), Конституция относит к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. А потому решать такие вопросы без учета мнения регионов нельзя — между тем регионам не дали даже возможности высказать это мнение (на что должны были отвести целый месяц). Это, считает Данилов, ставит под угрозу «основополагающие принципы россий-ского федерализма».
Далее судья отмечает, что концепция законопроекта существенно поменялась между первым и вторым чтениями. Наконец, по мнению Данилова, грубым нарушением является то, что депутатам-«эсерам», подавшим сотни поправок, чтобы де-факто заблокировать принятие закона, резко сократили установленное регламентом Думы время на их комментирование (с трех минут до одной, а затем до 30 секунд). «Воистину, когда не удается выиграть по правилам, джентльмены меняют правила», — заявляет Юрий Данилов, напоминая формулу «Демократия — прежде всего процедура», которая «проистекает из богатого многовекового опыта становления и развития английского парламентаризма».
Каждого из отмеченных нарушений, считает судья, «само по себе достаточно для признания закона не соответствующим Конституции РФ», а «совокупностью нарушений многократно увеличена концентрация негативной энергии, взрывающей данный закон изнутри». И напоминает, что «еще на заре российского парламентаризма КС в сходной ситуации — когда процедуру подписания закона нарушил президент — обязал Бориса Ельцина подписать закон о «реституции культурных ценностей». А в завершение цитирует Конфуция: «Почтительность без ритуала приводит к суетливости; осторожность без ритуала приводит к боязливости; смелость без ритуала приводит к смутам; прямота без ритуала приводит к грубости»…
Сергей Казанцев выражает свое мнение более сдержанно — и касается при этом не только процедурных нарушений (в чем он солидарен с Даниловым).
Судья, в частности, полагает, что получение «согласований» на проведение публичных акций «почти никогда не заканчивается в разумные сроки», а нередко «затягивается вплоть до последнего дня перед проведением мероприятий», что ставит организаторов в зависимость от чиновников. По его мнению, неконституционным является и пункт закона, запрещающий беспрепятственное проведение предварительной агитации о публичном мероприятии с момента подачи уведомления о его проведении до момента согласования с властями.
Конечно, указанный закон (с учетом расклада сил в Госдуме и региональных парламентах) легко был бы принят и без процедурных нарушений. Но, видимо, в Кремле теперь требуют от «джентльменов» обходиться без лишних формальностей, выполняя переданные приказы.