Грузинские гастроли
19 февраля Темур Чхеидзе написал заявление об уходе по собственному желанию с поста худрука БДТ.
Как сказал сам Темур Нодарович на встрече с журналистами, проходившей на днях в формате телемоста между Петербургом, Москвой и Тбилиси, «если он кого и винит в своем уходе, то только самого себя».
Уход Чхеидзе был ожидаем и предсказуем: первые слухи о его возможной отставке с поста художественного руководителя БДТ появились прошлой весной. Тогда актерская труппа театра написала коллективное письмо на имя Владимира Путина: в театре ходили упорные слухи об отставке художественного руководителя, поэтому труппа решила сделать шаг на опережение и написать письмо солидарности с режиссером. Вторая волна слухов об уходе Чхеидзе покатилась в конце прошлого года, когда он, практически сразу после премьеры своего последнего спектакля в БДТ «Метод Гронхольма» по пьесе Жорди Гальсерана, уехал в Грузию. В конце января 2013-го грузинские информационные агентства сообщили о том, что Темур Чхеидзе встречался с миллиардером Бидзиной Иванишвили и выразил ему моральную поддержку. «Иванишвили я выразил моральную поддержку, потому что не знаю, что такое политическая поддержка. Этот человек так много сделал для страны, что имеет полное право на моральную поддержку с моей стороны. Я считаю беспрецедентным масштаб его благотворительности в Грузии и не могу это игнорировать», — слова, сказанные режиссером после встречи с Иванишвили, распространили грузинские СМИ. Из Грузии в Петербург Темур Чхеидзе вернулся в начале февраля и вскоре подал заявление об уходе.
С БДТ Чхеидзе связывали годы творческой жизни. Свой первый спектакль на этой сцене «Коварство и любовь» Шиллера он поставил в 1990-м, что стало заметным театральным событием. После смерти тогдашнего художественного руководителя театра Кирилла Лаврова в 2007 году Темур Чхеидзе занял его должность. На годы его художественного руководства пришлись самые сложные для театра времена: начался капитальный ремонт исторического здания, труппа выступала на разных площадках, одна из которых — ДК им. Горького со сложной акустикой.
Собственными постановками Темур Нодарович не баловал театралов — за шесть с лишним лет своего художественного руководства он поставил в БДТ всего четыре спектакля: «Дядюшкин сон» по Достоевскому, «Дон Карлос» Шиллера, «Дом Бернарды Альбы» Лорки и «Метод Гронхольма».
Все эти годы Чхеидзе, по его собственному признанию, не прерывал свои связи с Грузией ни на день, каждые полтора года он выпускал премьеру в Тбилиси. И никогда не скрывал, что не собирается руководить БДТ до конца дней. Но уход из театра именно сейчас многие театралы восприняли как бегство с тонущего корабля: открытие после ремонта исторического здания снова перенесено, теперь на осень, и состоится ли оно в назначенный срок — пока большой вопрос.
Спектакли БДТ на новых площадках идут при слабо заполненных залах, нередко постановки приглашенных режиссеров слетают из репертуара, не продержавшись и года, как это произошло со спектаклем Анджея Бубеня «Пешком». Полные залы собирает старая гвардия — Басилашвили, Фрейндлих, Крючкова, Усатова, на них зрители по-прежнему ломятся. Фактически из 31 названия в репертуарной афише реально идут на сценах БДТ только 11, в мартовской афише этого года фигурирует восемь названий на Большой сцене и четыре — на Малой.
По словам известного петербургского критика Марины Дмитревской, «на момент ухода Чхеидзе БДТ пребывает в самом плачевном состоянии за много лет». Сам Темур Нодарович заявил, что его решение уйти — не спонтанное, а продуманное: «У того, кто придет на мое место, будет время до осени, когда откроется старая сцена, освоиться, поработать с труппой».
Темур Чхеидзе сообщил, что не собирается в Тбилиси возглавлять какой бы то ни было театр, а рассчитывает руководить студией, в которой будет готовить режиссеров. На вопрос, кем он видит своего преемника в БДТ, Чхеидзе ответил: «Это не трон, чтобы готовить преемника, этот вопрос решает Министерство культуры. Я пока не планирую еще что-то ставить в Петербурге». Гастроли закончились.