Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Прораб больших театров выходит на петербургскую сцену

18 марта 2013 10:00 / Экономика / Теги: памятники, смольный

У руля строительной отрасли Петербурга встанет ведущий специалист по освоению бюджетных миллиардов.

Марат Оганесян, в чьем послужном списке многие скандальные проекты с неизменным перерасходом средств, может стать новым строительным вице-губернатором. Его кандидатура уже внесена в Законодательное собрание. В случае ее утверждения барьеры, выставляемые Георгием Полтавченко на пути хищнического освоения Петербурга, могут быть сметены влиятельной группировкой — есть опасение, что новый вице придет с «Суммой» на плечах.

Прораб с большой дороги

В настоящее время Марат Мельсович Оганесян возглавляет ФГБУ «Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации» (СЗД), которое строит вторую сцену Мариинского театра и реконструирует историческое здание БДТ. Обоим проектам сопутствовала череда скандалов, связанных не только с качеством архитектуры и реставрации, но и с перерасходом бюджетных средств.

Первый скандал начался почти десятилетие назад: с тех пор смета выросла более чем вдвое. Счетная палата, проверявшая строительство и расходование выделенных по федеральной целевой программе «Культура России» денег, выявила серьезные нарушения — при использовании как минимум 290 миллионов рублей. Возлагать на Оганесяна ответственность за ужаснувший экспертов видимый результат и невидимые обывателю траектории денежных потоков не приходится — он возглавил СЗД с 1 декабря 2011 года. Но, вопреки заверениям, что впредь расходы увеличиваться не будут, Марату Мельсовичу удалось взять новую высоту: к исходу 2011-го общая стоимость строительства «Мариинки-2» оценивалась аудиторами в 19,1 млрд. На тот момент уже было выделено 17,5 млрд, а в 2012-м к ним добавилось еще 4 млрд.

Именно при Оганесяне между старым и новым зданиями театра появилась «транспортная галерея» — чудовищный остекленный мост с грубыми металлическими конструкциями, перекрывший одну из самых чарующих и охраняемых законом панорам Петербурга, на Чевакинскую колокольню Никольского собора. Сооружение этого моста через Крюков канал председатель петербургского ВООПИиК Александр Марголис оценивает как акт вандализма, солидарны с ним и другие эксперты. Причем, как заявили в Управлении Министерства культуры по Северо-Западу, данное проектное решение не было согласовано с органами охраны памятников. В январе КГИОП направил в СЗД запрос, где требует предъявить документацию по «транспортной галерее» — «для определения соответствия законодательству».

Свою позицию Марат Оганесян представил в ответ на критику «Мариинского универмага» (как окрестили в народе вторую сцену): «Судить об окончании строительства нужно тогда, когда оно закончится — в том числе и внутреннее убранство. Когда смонтируют все лестницы и повесят шторы. Только после этого можно судить о внешнем облике здания».

Столь «зашторенное» понимание градостроительных задач заставляет экспертов скептически оценивать пригодность господина Оганесяна для должности вице-губернатора. «Чиновник, курирующий строительную отрасль в таком городе, как Петербург, должен прежде всего разбираться в вопросах градостроительства, понимать логику развития города в целом. Опыта прораба, пусть и больших строек, тут недостаточно», — полагает депутат Алексей Ковалев.

Зато Марат Оганесян преуспевает в умножении, когда речь заходит о бюджетных деньгах. Утвержденная в 2009-м смета на реконструкцию и реставрацию БДТ составляла 1,5 млрд рублей, а минувшим летом глава СЗД заявил, что придется потратить 4,2 млрд. В ноябре 2011 г. с ЗАО «Театрально-декорационные мастерские» (ТДМ) был заключен контракт на поставку театрального оборудования — на 1,9 млрд. При Оганесяне объявили новый конкурс, на допоставку — еще 65,4 млн. Торги признали несостоявшимися, ибо участвовать в них смогла только одна-единственная структура, все то же ЗАО «ТДМ», с ним и заключили контракт.

Роста сметы следует ожидать и по петербургской Консерватории, где заказчиком выступает СЗД. Затраты на ее реконструкцию, согласно ФЦП «Культура России» на 2012–2018 гг., должны были составить 2,8 млрд. К концу прошлого года было объявлено, что денег потребуется вдвое больше. «2,8 миллиарда не хватит, чтобы сделать все. Нужно около 6 миллиардов. И это не консерватория так считает, так оценивают эксперты», — поясняла начальник административно-хозяйственного управления Государственной консерватории им. Римского-Корсакова Екатерина Товстенко.

Московский сценарий для Петербурга

Впечатляющие для Петербурга суммы самому Марату Мельсовичу могут представляться смехотворными — он привык к иным, московским меркам.

В северную столицу Оганесян переместился из кресла руководителя ФГБУ «Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации» Минкульта РФ, где курировал реконструкцию Большого театра. Растянулась она на шесть лет, за которые расходы (в сравнении с первоначальной сметой) выросли в 16 раз, достигнув 34 миллиардов. При этом качество работ вызвало жесточайшую критику и защитников наследия, и коллектива театра. Самой расхожей оценкой стало определение «вандализм» — именно так охарактеризовал осуществленную реконструкцию Большого танцор Николай Цискаридзе. Специалисты в области архитектуры и реставрации также сходились в том, что осуществленный гастарбайтерами новодел не тянет на реставрацию памятника такого уровня. «По сути, произошла операция, заведомо недопустимая в отношении памятника. Работы явно вышли за пределы реставрации», — заявлял в этой связи один из координаторов движения «Архнадзор» Рустам Рахматуллин.

Немало претензий было и у Ростехнадзора, выявившего целый ряд нарушений. Одним из последствий стало то, что поехало соседнее здание Малого театра. «Когда во время реконструкции Большого театра его углубили на 40 метров, образовалось нечто вроде плотины, и теперь подземные воды, обтекая подземную часть Большого театра, стекаются под наш театр», — сообщала «Интерфаксу» директор Малого театра Тамара Михайлова.

Из-за произвола заказчика, вносившего то одни, то другие изменения, из проекта в 2008 году вышел архитектор Никита Шангин. Принимавшиеся решения он расценил как абсолютно неправомерные, уродующие проект. «Я был не согласен с положением шестерки, в которое поставили автора, — рассказывал Шангин в интервью BFM.ru. — Все делалось в угоду строителям, в угоду воровству, которое там процветало».

Счетная палата по итогам проверки реконструкции ГАБТ констатировала, что определение цен госконтрактов систематически осуществлялось произвольно, без требуемого технико-экономического обоснования, причем в ряде случаев стоимость работ объявлялась при отсутствии проекта. Осенью 2009 г. было заведено уголовное дело (по ст. 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями»). В частности, прокурорская проверка выявила, что подготовка рабочей документации была оплачена трижды, и вместо запланированных 98 млн рублей компании «Курортпроект» выплатили более 1,5 млрд.

При этом проектная документация была готова лишь на 15%, то есть работы шли фактически вслепую, без утвержденных проектов того, что в итоге должно получиться (как это будет и на «Мариинке-2»).

Летом 2009 г. в проект реконструкции и реставрации ГАБТ вошла компания «Сумма капитал» (с августа 2011 г. — Группа «Сумма») долларовых миллиардеров братьев Магомедовых (Зиявудин Магомедов является попечителем театра, он же вошел в межведомственную рабочую группу по вопросам реконструкции ГАБТ — после того как ее покинул попавший в опалу мэр столицы Юрий Лужков).

Горный поток

По одной из версий, помимо денежно-строительной, эта операция имела и политическое значение: «Сумма» помогла выдавить из знакового проекта лужковскую команду, сыграв свою роль в истории с отставкой мэра первопрестольной. Губернатору Петербурга есть о чем крепко поразмыслить, прежде чем принимать окончательное решение по кандидатуре давнего партнера «Суммы» Марата Оганесяна.

Тем более что с тех пор, как эта команда славно потрудилась в Москве, влияние братьев Магомедовых заметно усилилось. Политолог Владимир Платонов в беседе с РИА «Новый Регион» отмечает, что после того, как Владимир Путин поставил на пост заместителя главы своей администрации Магомедсалама Магомедова, дагестанские олигархи получили прямой доступ в Кремль. Прежде всего это касается его земляков братьев Магомедовых, которые теперь могут рассчитывать на новые преференции для своего бизнеса.

С приходом в Смольный Марата Оганесяна для них, вне всяких сомнений, откроются новые перспективы и в Петербурге. Их стиль бизнеса — беззастенчивое освоение новых территорий и сфер влияния — идет вразрез с декларируемыми Георгием Полтавченко приоритетами — сохранением культурного наследия и экономией бюджетных средств.

Не имеющий надежных тылов генерал Полтавченко может быть просто сметен горным потоком, перед которым вице-губернатор Марат Оганесян распахнет створы шлюзов.