Усмирите ваших граждан
Президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин написал письмо губернатору Ленобласти Александру Дрозденко.
Якунин требует оказать содействие в утверждении земельных участков для строительства второго пути железной дороги Выборг — Каменногорск. Под документом Якунин приписал от руки, что готов жаловаться президенту, если губернатор не предпримет никаких мер.
Неудобные поезда
ОАО «РЖД» безуспешно пытается согласовать реконструкцию участка железной дороги Выборг — Каменногорск. Проект предполагает строительство второй ветки дороги, после чего объемы перевозок возрастут до 44 пар поездов в сутки. РЖД незаконно начала строительство в 2009 г., в 2012-м все-таки решила получить заключение Главгосэкспертизы. Для этого необходимо было представить протокол публичных слушаний. Именно на слушаниях впервые прозвучал вопрос о том, почему ведется незаконное строительство. Компания не смогла ответить на вопросы граждан. Разгорелся скандал. После прокурорских проверок работы были остановлены.
РЖД попытались еще несколько раз провести слушания и каждый раз терпели фиаско. Дело в том, что если по путям будут курсировать 44 поезда в сутки, переезды будут закрываться каждые 15 минут и жителям придется тратить уйму времени у шлагбаумов. А в поселке Гвардейское перекрытые пути и вовсе помешают проезду скорой и пожарных, потому что железная дорога делит населенный пункт на две половины.
Решить проблему, по логике, должны путепроводы. Но железнодорожники строить их, судя по всему, не собираются. По крайней мере, платить из своего кармана не хотят. Они утверждают, что строить путепроводные развязки должен собственник автодорог (региональная власть) с софинансированием из федерального и регионального бюджетов.
Между тем в МО «Выборгский район» подчеркивают, что протесты жителей не случайны: люди уже знакомы с печальным опытом запуска «Аллегро» по ветке Петербург — Хельсинки. Путепроводы там построены не были, поэтому обитатели Выборга и других населенных пунктов страдают из-за ожидания на переезде. «Жизнь подстраивается под «Аллегро», — подчеркивают в администрации.
Письмо для Дрозденко
Фатальное невезение заставило президента компании Владимира Якунина написать губернатору Ленобласти Александру Дрозденко. В письме Якунин подчеркивает, что требования администрации района о необходимости строительства автодорожных путепроводов на собственные средства ОАО «РЖД» незаконны.
Президент компании возмущен, что позиция, по его мнению, занимаемая в этом конфликте администрацией, может привести к срыву «общегосударственных задач по обеспечению перевозки грузов в развивающиеся порты Высоцк, Приморск и Выборг». Он просит, чтобы глава Ленобласти Александр Дрозденко оказал содействие в решении проблемы, и отмечает: РЖД готовы оказать поддержку руководству области в решении вопроса финансирования строительства злополучных автодорожных путепроводов. Правда, в чем именно эта поддержка будет заключаться, не уточняется.
В конце письма президент компании решил пригрозить Дрозденко жалобами в высшие инстанции. «Уважаемый Александр Юрьевич, мы с вами лично обсуждали вопросы автодорожных путепроводов, где было возможно, ОАО «РЖД» пошло навстречу, — приписал он от руки. — Изложенная позиция администрации Выборгского района при попустительстве со стороны администрации субъекта Федерации приведет к тому, что я буду вынужден вынести вопрос на уровень главы государства. Прошу вас принять необходимые меры».
К письму прилагается «анализ сложившейся ситуации», в котором РЖД жалуются на дискредитацию действий компании в СМИ. Якобы подконтрольные администрации Ленобласти медиа некорректно представляют ситуацию. В целом обращение президента РЖД сводится к намеку на то, что нужно сделать так, чтобы общественные слушания были признаны состоявшимися. Мол, иначе будет плохо.
Примечательно, что власти Выборгского района не подчинены Александру Дрозденко. В отличие от Петербурга, где районные чиновники назначаются губернатором, в области их нанимают на работу депутаты муниципальных советов. Которых, в свою очередь, избирают граждане. Подчиняться губернатору региона областные главы администраций районов не должны.
То есть Владимир Якунин, требуя от Александра Дрозденко вмешаться в ситуацию и переломить ее, фактически требует от губернатора воспрепятствовать осуществлению местного самоуправления. А в случае отказа обещает идти жаловаться Путину.
Дорогие путепроводы
Наталия Шелудько, начальник пресс-службы губернатора Ленобласти, подтвердила, что письмо было получено 11 апреля. «Губернатор поддерживает реализацию этого стратегически важного проекта, — пояснила она. — Но он не может не учитывать мнение жителей и допустить парализацию жизни региона.
Интенсивность движения будет такой, что без путепроводов жизнь в районе остановится. А РЖД планируют большинство переездов оборудовать только шлагбаумами, что недопустимо».
По словам Шелудько, единственное требование губернатора заключается в том, чтобы РЖД обеспечили возможность для нормальной жизни в регионе после прокладки путей: «По СНиПам строительство железной дороги должно сопровождаться созданием двухуровневых пересечений, путепроводов. Нашу позицию поддерживает Госстрой России и Главгосэкспертиза, которая уже выдала отрицательное заключение именно по этой причине».
Между тем главный вопрос в этой запутанной истории — кто будет оплачивать строительство путепроводов. На вопрос, как администрация Ленобласти относится к решению этой проблемы, Шелудько ответила, что на сегодняшний день вопрос финансирования строительства виадуков в принципе не стоит, потому что их нет в проекте: «Ленобласть не отказывается обсуждать этот вопрос, однако стоит заметить, что есть и обратный пример: по заказу Минтранса строится участок железной дороги Лосево — Каменногорск. И там в проекте есть виадуки на региональных и муниципальных трассах. При строительстве этой части путей никто не поднимал вопросов о финансировании строительства путепроводов».
Возникает вопрос: почему компания не может включить путепроводы в общий проект? Как пояснил руководитель проекта «Зелена волна» Алексей Травин, во-первых, чтобы переработать проектную документацию, компании придется потратить как минимум год и строительство придется приостановить. Во-вторых, скорректировав общий проект, РЖД признают ответственность за его недостатки и срыв сроков. В-третьих, схема с отдельным проектом для путепроводов позволит компании переложить всю ответственность за финансирование строительства на правительство Ленобласти. Но у региона не хватит денег: один виадук стоит порядка 2–3 млрд рублей. А из федерального бюджета получить деньги практически невозможно, учитывая, что только по Ленобласти в очереди за федеральным финансированием стоят десятки объектов дорожно-транспортной инфраструктуры, добиться принятия решения по которым не удается в течение многих лет.