Накануне торжества семейных ценностей
С политико-психологической точки зрения развод Путиных не имеет никакого смысла.
Известно, что более 15 лет Путин не живет с Людмилой Александровной, это секрет Полишинеля. После автокатастрофы, в которой Людмила Путина пострадала в середине 90-х годов, у них идут параллельные личные жизни. Эту ситуацию можно было продолжать до бесконечности, как минимум до 2018 года. И если Путин решил официально заявить о разводе, значит, он знает и понимает что-то такое, чего мы еще не знаем и не понимаем.
Все это произошло еще и накануне учредительного съезда Общероссийского народного фронта. На котором его создатели планируют провозгласить традиционные семейные ценности как важнейшую духовную скрепу и опору России. И то, что лидер разводится с женой накануне торжества семейных ценностей, согласитесь, вдвойне пикантная история. Насколько мне известно, уже вчера фронт был в панике: нужно как-то реагировать на случившееся, а как — непонятно. И этот момент лишний раз подтверждает, что для Путина личное важнее политического.
Я бы складывал пазл из трех факторов. Во-первых — ненужного с практической точки зрения развода, потому что де-факто он давно состоялся, а де-юре его никто не требовал. Во-вторых — неожиданный перенос выборов мэра Москвы. В-третьих — нарастающая борьба за кресло премьера, притом что это кресло в реальном измерении практического значения не имеет. Если считать, что до 2018 года ничего не меняется, то все равно, кто премьер. Это важно только в том случае, если премьеру придется стать исполняющим обязанности президента.
Очень может быть, что после 2018 года президента Путина не будет. Иначе бы такое непопулярное решение, как развод, не было бы принято, особенно таким консервативным политиком, как Путин. Если политик формировал образ такой скалы незыблемой, то, конечно, такое решение достаточно радикальное. Это вызов значительной части его избирателей.
Во-вторых, оно увязывается еще и с досрочной отставкой Собянина. Которая тоже по большому счету не имела политического смысла. Да, конечно, есть опасения, что в 2015 году он мог проиграть, но они не настолько отчетливы, чтобы так панически назначать выборы на два года раньше. Известно, что один из сценариев предполагал, что в 2015 году Собянин станет премьер-министром вместо Медведева, а его место на посту мэра займет Прохоров. Это значит, что сюда же вписывается нарастающая возня вокруг поста премьера. Притом что Дмитрий Медведев как премьер в общем-то никому не мешает, он ни во что не вмешивается.
Если складывать пазл из всех элементов, то получается, что, может быть, по каким-то причинам политический график ускорился и Владимир Путин не исключает того, что он уйдет раньше 2018 года. Он достаточно с вызовом заявил каналу «Россия», что всегда был и остается публичен. Что является блефом.
Путин всегда не любил публичность, но в вопросах личной жизни он был втройне непубличен. Получается определенный вызов сложившимся представлениям о нем, Путине.
Все это говорит о том, что есть какие-то элементы радикального сценария. Которые сейчас для нас неясны.
В одну формулу с другими политическими событиями, на мой взгляд, это не укладывается. Например, все последние законы — только месть Владимира Путина за то, что прогрессивная общественность его не ценит. Но прогрессивная общественность его ценить уже и не будет, тут он отрезанный ломоть. А вот с такими вещами, как развод, — тут он рискует. Развод — гораздо более радикальный шаг, поскольку это вызов тем ценностям, которые сам Путин декларировал. То есть вызов собственному избирателю.
Но по мере обострения борьбы за пост премьера утечки информации, думаю, усилятся. О том, что на самом деле происходит вокруг Владимира Владимировича и почему премьерский пост, который недавно казался техническим и второстепенным, стал неожиданно так важен.