Южный — суровая реальность
Эксперты и оппозиционные депутаты не смогли убедить Заксобрание в том, что проект города-спутника — очередная чудовищная ошибка.
Несмотря на волну общественного недовольства, Законодательное собрание в первом чтении согласилось внести в генплан изменения, необходимые для строительства города-спутника Южный. Противники проекта надеются исправить ситуацию при помощи поправок.
Позор не прошел
В прошедший четверг комиссия по городскому хозяйству ЗакСа не одобрила изменения в генплан, в результате которых на карте Петербурга должен был появиться город-спутник Южный. Голоса депутатов разделились поровну: Алексей Макаров, Сергей Никешин и Вадим Ларионов проголосовали за реализацию Южного, Алексей Ковалев, Борис Вишневский и Ирина Комолова — против.
Речь шла о проблемах, которые возникнут при строительстве города: об уничтожении Кондакопшинского леса, обмелении рек, питающих сады Пушкина и Павловска, закрытии Пушкинского аэродрома и авиаремонтного завода, нарушение зон охраны памятников культуры. Коснулись и отсутствия гарантий инвестирования со стороны заказчика проекта — компании «СТАРТ Девелопмент».
«Сейчас стоимость территории города-спутника — 128 млн рублей, — сообщил Александр Карпов, директор ЭКОМ. — После принятия изменений в генплан стоимость составит 27 млрд 929 млн рублей». При этом гендиректор «СТАРТ Девелопмент» Андрей Назаров открыто заявил: «Мы не строители, мы будем продавать землю!»
«Здорово, что комиссия не потеряла лицо, — заявил Борис Вишневский. — Такой непроработанный проект нельзя поддерживать, что было неопровержимо доказано на слушаниях».
Позор прошел
Однако вчера изменения были приняты при 27 голосах за и 13 против, воздержавшихся не было. Перед голосованием Максим Резник предложил голосовать поименно, чтобы город знал имена своих героев. Но это предложение не прошло.
От имени губернатора Полтавченко, предлагавшего изменения в генплан, выступал его представитель в парламенте Михаил Бродский. Он нарисовал заманчивые картины ежегодной пятимиллиардной прибыли от Южного (правда, только после 2028 года) и пытался убедить, что у Петербурга есть только два пути развития: уплотниловка, как раньше, и комплексная застройка территории, как в Южном.
Однако оппозиционеры не убеждались. Павел Солтан напомнил, что при долгах на инфраструктуру почти в 700 млрд руб. в уже построенных кварталах начинать новое масштабное строительство — авантюра. Борис Вишневский напомнил депутатам, что комиссия по городскому хозяйству «не оставила от проекта камня на камне» и что с градостроительной точки зрения он не выдерживает никакой критики. Наконец, обратил внимание на признание Андрея Назарова, что вся земля инвестором будет продана.
Михаил Бродский согласился, что его также резанула эта фраза гендиректора, он обратился к бизнесмену за комментарием и выяснил, что «все просто неправильно его поняли». Мол, земля будет перепродаваться (потому что «СТАРТ Девелопмент» инвестор, а не строитель) только после того, как компания вложит в проект 140 млрд руб. в соответствии с инвестдоговором. Что не убедило оппозиционеров, заявлявших, что данные обязательства в инвестдоговоре толком не прописаны и ничто не мешает инвестору в конечном итоге их нарушить.
Символическую точку в обсуждении поставил Максим Резник, обратившийся напрямую к губернатору Полтавченко: «Валентина Матвиенко столкнулась с похожим проектом с «Охта-центром». И проиграла, хотя против проекта были лишь градозащитники и общественное мнение, а инвесторы в целом были за. В то же время против Южного выступят солидарно и общественное мнение, и градозащитники, и добросовестные инвесторы (а их в Петербурге немало), которые делают все по закону и в итоге реализации этого проекта будут задвинуты на задний план. Этот треугольник для вас, Георгий Сергеевич, может стать бермудским, где вы сгинете без следа».
Депутаты определили крайний срок внесения поправок к проекту генплана 7 октября. Таким образом, в конце октября должно состояться второе чтение законопроекта. Поправок ожидается много.