Бульдозеры на низком старте
Судьбу Охтинского мыса чиновники пытаются решить с помощью недостоверной экспертизы
25 июня Комитет по охране памятников истории и культуры (КГИОП) объявил об издании распоряжения, которым дается добро на застройку Охтинского мыса. Того самого, где археологические исследования обнаружили целое созвездие памятников, самые древние из которых датированы пятым тысячелетием до нашей эры.
Распоряжение датировано 17-м числом, но еще 18 июня председатель КГИОП Александр Макаров говорил, что оно «будет принято в ближайшее время». Выходит, он или обманул журналистов, или подписал распоряжение задним числом — чтобы сделать вид, что оно принято до оглашенного в тот же день решения Куйбышевского районного суда?
Последнее более вероятно — этим судебным решением признавалась недостоверной так называемая экспертиза Лагунина, выполненная в 2011 году по заказу Газпрома. Эксперты отрицали возможность музеефикации фортификационных сооружений крепостей Ниеншанц и Ландскрона и не признавали ни существования новгородского городища времен Александра Невского, ни наличия на Охтинском мысу стоянок эпохи неолита. Предлагалось сохранить только один Карлов бастион крепости Ниеншанца. Все остальное, по мнению экспертов, ценности не представляет.
Теперь, в нынешнем распоряжении КГИОП устанавливает «возможность осуществления хозяйственной деятельности, в том числе строительства новых зданий, строений, сооружений». Правда, «при условии обеспечения сохранности предметов охраны достопримечательного места», но эта оговорка не должна вводить в заблуждение: распоряжение КГИОП ссылается… все на ту же «экспертизу Лагунина».
Иначе говоря, все, кроме Карлова бастиона, пойдет под бульдозер — Газпром, конечно же, заинтересован в застройке принадлежащего ему Охтинского мыса. Получается, что КГИОП демонстративно проигнорировал решение суда, а памятники Охтинского мыса потеряли всякую защиту. Формально их теперь не существует (кроме упомянутого Карлова бастиона), и Газпром может в любой момент вычистить территорию под будущее строительство.
«Город у нас — не город мертвых, а город живых. Город должен развиваться. Мое мнение и мнение многих архитекторов города — что здесь надо застраивать», — уверяет Александр Макаров, говоря о судьбе Охтинского мыса. Трогательное совпадение с рассуждениями бывшего губернатора Валентины Матвиенко, показывающее глубокое внутреннее родство прежней и нынешней администрации — при их внешней несхожести.
Градозащитники уже оспорили распоряжение КГИОП. Заявление в суд подали гражданские активисты Ольга Андронова и Павел Шапчиц (выигравшие упомянутый выше процесс в Куйбышевском суде) и депутат городского парламента Борис Вишневский. В интернете уже начата кампания за отставку главы КГИОП — его действия, по мнению градозащитников, несовместимы с должностью главы комитета и работой в органах государственной власти (подписи собирают на портале «Демократор»). Вишневский обратился к губернатору Георгию Полтавченко, требуя отменить распоряжение КГИОП и отстранить Макарова от должности. Наконец, сегодня ситуацию с Охтинским мысом рассмотрит в Москве Центральный совет Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, в заседании которого будут участвовать питерские археологи и градозащитники.