Кто дал приказ разогнать митинг
Скоро проводить мероприятия, не нравящиеся властям, станет совершенно невозможно.
Скандал вокруг субботнего митинга против гомофобии на Марсовом поле получил неожиданное продолжение. Как выясняется, решения о прекращении митинга (на основании которого полиция задержала его участников, отказавшихся разойтись) вообще никто не принимал. Случившееся (независимо от содержания разогнанной акции) создает опасный прецедент: так можно разогнать любое публичное выступление граждан. Причем собранное в месте, специально предназначенном для свободного выражения своего мнения — Гайд-парке, наличие которого предписано законом и где можно собираться без согласования властей.
В жалобах, как сообщили организаторам митинга, ссылались на присутствие на Марсовом поле детей (кто и зачем их туда привел — отдельный вопрос), которые могут подвергнуться «пропаганде нетрадиционных сексуальных отношений», что запрещено городским, а теперь и федеральным законом.
Попробуем разобраться в правовой стороне вопроса — отвлекаясь от конкретного содержания данной акции.
Федеральный закон о митингах и демонстрациях устанавливает четкий порядок прекращения публичных акций.
В соответствии со статьей 16 этого закона прекратить акцию можно по трем основаниям. Первое — если создается «реальная угроза для жизни и здоровья граждан, а также для имущества физических и юридических лиц». Второе — если участники акции совершают противоправные действия или если организаторы мероприятия умышленно нарушают порядок проведения акции. Третье: если организаторы акции не обеспечивают соблюдение условий ее проведения или не требуют от ее участников выполнения закона.
В соответствии со статьей 17 этого же закона решение о прекращении публичной акции принимает «уполномоченный представитель органа исполнительной власти». Он дает указание организатору акции прекратить ее, «обосновав причину его прекращения», и в течение 24 часов оформляет данное указание письменно с вручением организатору. Он же устанавливает время для выполнения указания о прекращении акции, а в случае его невыполнения обращается «непосредственно к участникам публичного мероприятия и устанавливает дополнительное время для выполнения указания о прекращении публичного мероприятия». Если участники не подчиняются, полиция имеет право прекратить акцию (опять же отдельный вопрос — как: по закону они не должны во всех случаях задерживать участников).
Действовать самостоятельно, прекращая публичную акцию, полиция имеет право только «в случае возникновения массовых беспорядков, погромов, поджогов и в других случаях, требующих экстренных действий».
Были ли у представителей администрации города основания для прекращения акции? Теоретически — да: на Марсовом поле присутствовала большая группа агрессивно настроенных противников акции, которые забрасывали митингующих камнями и дымовыми шашками. То есть угроза для жизни и здоровья, а также для имущества граждан присутствовала. Но, во-первых, возникает вопрос, почему полиция не могла эффективно пресечь эти действия (что являлось ее законной обязанностью). А во-вторых — такой версии прекращения акции властями не выдвигалось.
Выдвигалась другая версия: потенциальное нарушение закона о «пропаганде», что попадает под определение «противоправные действия». Правда, в таком случае трудно объяснить тот факт, что никому из задержанных участников акции впоследствии не предъявлялось подобное обвинение. Ни одного протокола по соответствующей статье городского закона об административных правонарушениях составлено не было. А еще труднее объяснить следующее.
По словам одного из заявителей митинга Юрия Гаврикова, присутствовавший на нем начальник отдела городского комитета по законности, правопорядку и безопасности Николай Струментов предъявил ему «поступившие от граждан жалобы» на нарушение закона о «пропаганде», и на их основании потребовал прекратить митинг. После отказа это сделать участников митинга начали задерживать. На «решение органов исполнительной власти», как уже сказано, ссылалась и полиция.
Казалось бы, все логично — вот только сам Николай Струментов в разговоре с автором эту версию категорически опровергает, заявляя, что никакого распоряжения о прекращении митинга не отдавал, организаторам в течение суток (как предписано законом), само собой, не направлял и вообще присутствовал на Марсовом поле не как уполномоченный представитель комитета.
Такого представителя, как он говорит, вообще не было назначено. Что, заметим, противоречит статье 12 Федерального закона о митингах и собраниях: городская администрация обязана была назначить своего представителя «в целях оказания организатору публичного мероприятия содействия в проведении данного публичного мероприятия». Это назначение оформляется «письменным распоряжением, которое заблаговременно направляется организатору публичного мероприятия и в орган внутренних дел для организации взаимодействия по надлежащему обеспечению общественной безопасности участников публичного мероприятия и иных лиц».
Что же в сухом остатке?
Администрация города заявляет, что не принимала решения о прекращении акции. Полиция заявляет, что действовала на основании решения администрации (как утверждают ее представители, не существующего). А около 60 участников митинга задержаны за «невыполнение законного распоряжения сотрудника полиции» о прекращении митинга. Которое, как оказывается, вовсе не было законным…
Для прояснения ситуации автор сегодня направит запросы в Смольный и в Главное управление МВД по городу и области. Пусть объяснят, кто, на каком основании и какие решения принимал, а также насколько они были законными. Ведь если такая практика продолжится — проводить митинги, не нравящиеся властям, в северной столице станет совершенно бессмысленным.