Приговор по закону – это поступок
Судьи Адмиралтейского района не пошли на поводу у прокуратуры.
Смелый поступок совершила мировая судья участка № 8 Глушанок: она по закону рассмотрела постановление о привлечении к административной ответственности центра «Мемориал» как «иностранного агента». А судья Ленинского районного суда Малинина отклонила протест прокуратуры.
Мировые суды как под копирку вынесли решения против двух ЛГБТ-организаций: кинофестиваля «Бок о Бок» и «Выход». Максимальные штрафы — по 500 тыс. руб., на 300 тыс. руб. оштрафован лично руководитель «Выхода» (директор «Бок о Бок» также ожидает суда) — могут повлечь за собой их закрытие.
И хотя постановление прокуратуры в отношении АДЦ «Мемориал» было составлено с теми же нарушениями, судья Глушанок в отличие от коллег обратила на них внимание.
«На примере судьи Глушанок надо учить студентов, как рассматривать предварительные административные материалы, — заявил адвокат антидискриминационного центра «Мемориал» Юрий Серов на пресс-конференции в пресс-клубе «Зеленая лампа». — На стадии проверки постановления прокуратуры она обнаружила все формальные нарушения: что организация привлекается сразу по двум статьям КоАП (нужно было составлять отдельный протокол по каждой из них); что не указана дата совершения правонарушения; не описано действие, явившееся правонарушением; наконец, не доказано, что вмененное деяние (составление отчета для Комитета против пыток ООН) оплачено за счет иностранного источника».
По закону прокуратура имела три дня на то, чтобы исправить нарушение. Но, по словам Юрия Серова, надзорный орган пошел более простым, но незаконным путем: вынес протест на действия судьи Глушанок. Судья Ленинского районного суда, в свою очередь, сверившись с Процессуальным кодексом, справедливо решила, что протест в данном случае не предусмотрен законом, и отказала прокуратуре.
«Теперь у прокурорских работников нет законного способа продолжить дело: если они все же захотят нас привлечь, им придется заново проводить проверку, — поясняет Юрий Серов. — Хотя я не удивлюсь любым действиям прокуратуры».
«Действия обеих судей по нашему делу логичные и законные, — полагает Стефания Кулаева, руководитель программ АДЦ «Мемориал». — Но в ситуации российского абсурда, когда прокуратура рассчитывает на полную вседозволенность, это выглядит как необычный и смелый поступок».
«Мы были приятно поражены профессионализмом судьи нашего мирового участка, ее независимостью и честностью, — заявляет директор «Мемориала» Ольга Абраменко. — Буква и дух закона восторжествовали, что явило разительный контракт с мировыми судьями других районов — которые во время рассмотрения дел отмели ровно те же возражения. Значит, выбор у судей есть: поддаваться или стоять на позициях защиты закона».
Напомним: внесение в реестр иностранных агентов грозит организациям частыми необоснованными проверками, необходимостью обязательного и дорогостоящего аудита и т. п., хотя вся деятельность НКО отражается в ежегодных отчетах.
Стефания Кулаева отмечает, что привлечение сразу по двум статьям — за невхождение в реестр иностранных агентов и за отсутствие в печатных материалах ссылки на то, что организация является иностранным агентом, — петербургское ноу-хау. В других регионах организации обвиняются только по первой части: вторая предназначена для тех, кто добровольно вошел в реестр, но не исполняет требования закона. По этому поводу «Мемориал» обратился к уполномоченному по правам человека Владимиру Лукину, и тот обещал вмешаться.