Причины диссертомании
Мой друг профессор Андрей Заостровцев еще лет восемь назад написал статью о купленных диссертациях. Читая как-то отзыв оппонента на один такой «диссер», он обнаружил вместо принятого в науке понятия «ноу-хау» невиданное раньше «ноу хуа».
Наверное, отзыв пришлось на скорую руку сварганить самому диссертанту, и эта спешка наглядно продемонстрировала уровень его компетенции.
С тех пор как прочел я ту статью, меня постоянно мучает поставленный Заостровцевым вопрос: «Ноу хуа бизнесменам и чиновникам диссертации?» На этот счет можно сделать пять предположений.
Гипотеза 1 — практическое значение. В науке диссертация дает прибавку к зарплате, но наши герои в ней не нуждаются. Копаясь в интернете, я обнаружил лишь только один возможный вариант практического применения данного «товара»: говорят, в 90-х среди «малиновых пиджаков» ходило поверье, что докторам наук легче получить амнистию при посадке.
Возможно, так. Но возникает вопрос: неужто Зюганов, Полтавченко или Жириновский попадают в эту когорту? Страшно подумать даже.
Гипотеза 2 — обретение статуса. Покупка диссертации — это что-то вроде покупки графского титула разбогатевшим буржуа XVII века. Такую трактовку я чаще всего слышал от знакомых. Однако мои знакомые в основном профессора и доценты. Им лестно считать, будто ученая степень престижна среди нуворишей.
Понятно, что многие из нуворишей в детстве своем босоногом пределом мечтаний считали доцентский оклад и кандидатскую степень. Наверное, кое-кто и ныне не избавился от иллюзий. Но подавляющее большинство ученую братию ни в грош не ставит. У них в сознании доминирует выражение: «Если ты такой умный, почему такой бедный?» Нынешняя элита абсолютно цинична и любит лишь деньги. В свой круг профессоров не зовет. Не гордится возможностью перемолвиться с ними словечком о смысле жизни или открытиях в биотехнологии. Так есть ли смысл покупать статус, который ты сам не ценишь?
Гипотеза 3 — демонстративное потребление. Диссертация приобретается в комплекте с Ролексом и дорогим костюмом. Не надо путать демонстративное потребление с покупкой статуса. В значение статуса покупатель искренне верит, тогда как, приобретая «Ролекс» или вешая на шею жене бриллиантовое колье, он просто демонстрирует свое богатство.
Диссертация приобретается не для того, чтобы в своей среде числиться доктором наук (все равно никто не поверит). А для того, чтоб сказать: «Когда покупал, вокруг два академика и три профессора бегали. Я баксы на пол кидал. Они подбирали и ручку целовали».
Но видели ли вы когда-нибудь, что для демонстрации приобретается фальшивый «Ролекс» или колье со стразами? Значение демонстративного потребления в том, чтобы истратить побольше, а не в том, чтобы сэкономить. Отсюда, кстати, возник знаменитый анекдот про нового русского, огорчившегося тем, что купил галстук за сто баксов, тогда как рядом точно такой же шел по пятьсот.
Дешевые диссертации, скачанные из интернета, — не что иное, как фальшивый «Ролекс». Для демонстративного потребления нувориш нанял бы «научного негра» и получил дорогую диссертацию, которую не стыдно в Гарварде показать. Уверен, что всем тем, кто был пойман на липовой диссертации, оплата труда подобного «негра» вполне по карману.
Гипотеза 4 — веление моды. Бывает так, что все вдруг начинают носить мини и ужинать в японских ресторанах. Даже те, у кого кривые ноги и аллергия на морепродукты.
Но мода — не случайность. Она профессионально формируется ведущими кутюрье и требует серьезных инвестиций в дефиле, прессу и т. д. Я не могу себе представить, будто нищие ученые сформировали моду на диссертации, чтобы потом зарабатывать, продавая их бизнесменам и чиновникам.
Гипотеза 5 — демпинг. Скорее всего, дешевые диссертации приобретались именно потому, что шли по демпинговым ценам. Производитель диссертаций выходил на богатых людей через их помощников (скорее всего, получающих с этого откат) и предлагал купить свой продукт. Нувориш отнекивался, говорил: ноу хуа это мне нужно? Однако помощник соблазнял тем, что текст сдадут под ключ, а лично присутствовать надо будет лишь пару раз минут по 15. И стоит-то удовольствие сущие гроши. На чаевые в ресторанах больше уходит.
Поскольку богатый лох тогда не догадывался, чем эта история обернется, он часто давал своему аппарату себя уломать. Мол, пусть лежит в столе корочка, коль ничего не стоит. Авось когда-нибудь пригодится.
Ну вот и пригодилась.