Под крылом реставрации
В крыле Главного штаба, переданного Государственному Эрмитажу, завершилась реставрация монументальной живописи.
Интерьерам восточной части здания, где в XIX веке располагались министерства финансов и иностранных дел Российской империи, а в XX веке, после революции — многочисленные ведомства и организации, возвращают исторический облик. За последние сто лет эти стены ни разу не переживали качественного ремонта, а реставрации советского времени принесли, по мнению специалистов, больше вреда, чем пользы. Сейчас во всех 26 залах восстановлена богатая декоративная отделка, которая создавалась мастерами первой трети XIX века.
Главная проблема, с которой столкнулись реставраторы — это сильно пострадавшая «родная» для этих помещений клеевая живопись — нежная по структуре, она очень легко разрушается, если нарушена технология ее нанесения или температурно-влажностный режим в помещении. Многочисленные ремонты создали поверх этой воздушной живописи плотную желтую пленку, которая со временем темнела, становилась жесткой и разрушалась. Некоторые участки, по словам специалистов «Интарсии», были просто замазаны: их предшественники, как правило, не щадили авторскую живопись и все просто перекрашивали. Авторская живопись мастерской Джованни Батиста Скотти во многом сохранилась, но ушла под более поздние грубые записи.
Реставраторы подбирают нужный оттенок краски с помощью нагревательной лампы — клеевая краска меняет цвет в сухом состоянии.
В последние годы специалисты стали переходить на акрил, а это — катастрофа для клеевой живописи. Например, зал министра финансов Канкрина, по словам Ирины Денисовой, научного руководителя реставрационных работ по живописи «Интарсии», вобрал в себя все мыслимые ошибки. Чтобы сделать классическую реставрацию, вернулись к историческим технологиям, для каждого зала разрабатывали индивидуальные методики.
В целом, все восточное крыло Главного штаба пережило за эти годы серьезную перестройку: по всему периметру фундамента в грунт были вбиты десятки укрепляющих свай — теперь строители гарантируют, что здание не «поплывет» под воздействием грунтовых вод. Внутренние дворы закрыты стеклянными крышами-атриумами — они превратились в дополнительные музейные площади.
Приспособлены под музей и чердачные помещения — на четвертом и пятом этажах располагаются галереи живописи. Для них на крыше были открыты дополнительные световые окна. Из-за них внешний облик здания заметно изменился, о чем еще недавно говорили градозащитники. Сейчас, по словам Михаила Пиотровского, директора Эрмитажа, конфигурация и размер окон изменены, и теперь они не влияют на перспективу.